Понятие личностно-ориентированное обучение предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения в зависимости от психолого-педагогических свойств обучаемого. Личностно-ориентированное обучение тесно связано с проблемой соотношения обучения и развития, которую пытаются решить как психологи, так и дидакты. Обучение должно быть построено так, чтобы добиться результата в развитии учеников.
Повышение эффективности учебного процесса возможно только на основе индивидуализации учебно-познавательной деятельности. Такое персонифицированное обучение в условиях массового спроса возможно только на основе высоких технологий обучения, построенных на компьютерных средствах и технологиях. Технологии реализации самостоятельной работы учащегося на основе интерактивных мультимедийных средств обучения позволяют построить индивидуализированное дифференцированное обучение.
Дидактические принципы лежат в основе базовых моделей ДО [6] Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И.-М.: РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. - С.51..
|
|
Первая из них британская (или асинхронная, индивидуальная) разработана в Британском открытом университете и исходит исторически из заочной формы обучения.
В основе этой модели лежат:
- специально разработанные учебно-методические комплекты (кейсы), предназначенные для самостоятельного изучения курса;
- система психолого-педагогической поддержки учащихся в форме индивидуальных консультаций и активных групповых занятий (тьюториалов);
- система рейтинговой (накопительной) аттестации и централизованного мониторинга качества образования.
Вторая американская модель восходит к очной форме образования, в которой очный контакт преподавателя с учащимся заменен на видеоконференцию. Обучение, по сути своей, остается аудиторным, учебно-методическое обеспечение не отличается от учебно-методического обеспечения для очной формы, групповые занятия в удаленной аудитории проводится под руководством инструкторов-организаторов учебного процесса. Качество образования обеспечивается главным образом за счет обеспечения качества телекоммуникационных каналов между базовым учреждением (студией, в которой находится лектор) и удаленными аудиториями (классами).
Современные модели ДО являются смешанными, построенными на разумном сочетании очных и заочных форм обучения, главным критерием которых является качество обучения.
Дидактическая модель работы с групповым процессом
Гронский Андрей, Пушкина Татьяна
|
|
Российский гештальт. / Под. Ред. Н.Б. Долгополова, Р.П. Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001. - С. 57-59.
Знание групподинамических закономерностей и умение работать с внутригрупповыми взаимодействиями являются залогом успешного проведения всех тренинговых и терапевтических групп, независимо от структуры конкретного группового тренинга и теоретической ориентации ведущего. Кроме того, группы, центральной темой которых является внутригрупповое взаимодействие, обладают особым терапевтическим воздействием в силу того, что живое прояснение отношений между участниками — высказывание своих опасений, выражение ненависти, любви, заботы, доверия и недоверия — наиболее близко к реальности повседневного общения. Моделирование ситуаций через ролевую игру может приводить к мощным субъективно переживаемым и внешним (зрительским) эффектам, связанным с бурным выплеском эмоций, но этот опыт не всегда легко интегрировать в реальное общение со значимыми другими. Сказывается различие параметров игровой ситуации и ситуации реального общения с этими значимыми другими. В динамической же группе участники сталкиваются с необходимостью общаться не со своей материализованной проекцией, а с живым человеком, который, с одной стороны, напоминает кого-то из жизни клиента — отца, мать, жену, начальника, с другой, абсолютно волен давать свои непосредственные человеческие реакции (разумеется, не выходящие за рамки правил безопасности), что побуждает клиента вести себя не импульсивно, а находить наиболее соответствующие ситуации способы поведения (адекватный язык, адекватный диапазон проявления эмоций).
Хотя существует много работ, где описываются закономерности групповой динамики (стадии развития группы, групповые нормы, роли, потребности и пр.), нам не удалось обнаружить ясной парадигмы действий ведущего динамической группы. Насколько нам известно, большинство ведущих обучаются эмпирически, методом проб и ошибок. Мы столкнулись с насущной необходимостью формулирования ясной эксплицитной модели действий руководителя динамической группы в период проведения обучающего тренинга, посвященного работе с групповым процессом. Результаты наших размышлений мы обобщили в нашей статье. Данная работа не претендует на концептуальные новшества. Ее цель — создать такую структуру изложения техники гештальт-терапии, которая могла бы быть подспорьем ведущим, которые начинают работать с групповым процессом. Изложенный материал сгруппирован в 4 основных разделах:
1. Концепция цикла актуализации и удовлетворения потребности и групповой процесс.
2. Компоненты терапевтически эффективного группового взаимодействия и функции ведущего.
3. Инструментарий ведущего.
4. Примерные алгоритмы действий ведущего.