Вопрос № 25. Австрийская школа маржинализма

Представители австрийской школы отказались от использования математических методов. Они считали, что функции спроса и предложения не могут быть непрерывными, ведь блага не делятся бесконечно. Шкалы спроса и предложения – дискретные, а равновесная цена не определяется конкретным числом. Можно высчитывать только интервал, в котором находится равновесная цена.

Ценность блага – предельная полезность блага.

Карл Менгер – основоположник австрийской школы маржинализма. В одной из своих работ он рассмотрел учение о благах. Благо – любой предмет, удовлетворяющий потребность человека. Экономические блага – блага, доступное кол-во которых в данный момент не позволяет удовлетворить потребность человека в данном благе. Ценность блага связана с его редкостью. Неэкономические блага – блага, имеющиеся на данный период в кол-ве, превышающем потребность в них. Такие блага не имеют ценность. Полезность – хара-ка любого блага, а ценность присуща только экономическим благам.

Товар(по Менгеру) – экономическое благо, предназначенное для обмена.

Менгер подразделяет блага не блага первого порядка(для удовлетворения потребностей человека) и блага отдаленных, высших порядков(выступают в качестве средств для производства благ первого порядка)

Фридрих фон Визер – ученик К.Мергера. Он первый ввел в употребление такие понятия как «предельная полезность», «теория вменение»(Теория вменения определяет, какую часть полученного дохода можно приписать каждому из производственных благ, участвующих в создании этого дохода), «законы Госсена»,»альтернативные издержки»

Его работы:»О происхождении и основных законах экономической ценности», «Естественная ценность», «Теория общественного хозяйства». Ф. Визер предложил свой способ определения суммарной полезности путем умножения предельной полезности блага на количество однородных благ. Потребительская стоимость в теории Ф. Визера не является единственным элементом, определяющим формирование меновой стоимости. По его мнению, необходимо учитывать также доходы и их распределение. Предметы первой необходимости, которые нужны всем, имеют низкую меновую стоимость. В то же время предметы роскоши со слабой потребительской стоимостью, нужные лишь небольшой группе богатых потребителей, имеют высокую меновую стоимость, поэтому самые богатые потребители имеют преимущества. Чтобы получить естественную стоимость продуктов, надо устранить неравенство доходов.

Альтернативные издержки производства товара – это затраты, измеряемые с точки зрения упущенной возможности заниматься наилучшим из доступных видов деятельности, требующих тех же ресурсов и времени. Ценность товара определяется важностью того, чем приходится жертвовать ради его приобретения.

Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк– еще один представитель австрийской школы, экономист и государственный деятель, автор теории капитала и процента. Основными его работами являются: «Права и отношения с точки зрения учения о народно-хозяйственных благах» «Капитал и процент».

Ценность блага Е. Бём-Баверк определяет с учетом оценки приятных и неприятных ощущений, которые доставляют людям материальные блага, и их интенсивности. Он отмечал, что ценность блага пропорциональна неудовлетворенной потребности при отсутствии данного блага. Фактически это означает, что по мере насыщения потребности в благе, его ценность, т. е. предельная полезность, снижается.

Бём-Бавек доказал, что совокупная полезность является суммой предельных полезностей каждой единицы блага.

Е. Бём-Баверк разработал теорию ожидания, объясняющую происхождение, величину и динамику процента на капитал. Он выделил три причины, по которым сегодняшние блага ценятся людьми выше, чем аналогичные блага в будущем. Первой причиной является оптимизм основной части населения. Вторая причина заключается в том, что части людей не хватает воображения, веры в будущее или силы воли, чтобы правильно оценить свои будущие потребности. Третью причину Е. Бём-Баверк видит в предпочтении людьми «окольных» методов производства. Под «окольным» производством понимается способ, основанный на увеличении вложений в средства производства (капиталоемкости). Это повышает длительность процесса производства, но позволяет в будущем получить больше продукции.Процент – это своеобразная надбавка к цене сегодняшних благ. Он отражает разницу между ценностью благ в будущем и их ценностью в настоящем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: