Бюджетное устройство и бюджетная система

Структуру бюджета можно рассмотреть в горизонтальном и вертикальном разрезах В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельным весом. Вертикально структура бюджета рассматривается по уровню гос. власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями. А именно бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюдж. ситемы, ее стр-ры, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Принципы бюджетного устройства:

1) Выделение видов бюджета, функционирующих в данном гос-ве;

2) Установление принципов построения бюджетной системы;

3) Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;

4) Определение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.

Три варианта выделения видов бюджета:

1) Выделение гос бюджета (не видно проблем на местах);

2) Выделение отдельных региональных бюджетов (не будут финансироваться общегос. расходы);

3) Выделение бюджетов на каждом уровне административного деления. Централизованные бюджеты: гос. бюджет (ГБ), бюджеты федеративных образований. Децентрализованные: - центр.(г. Севас, г. Киев);

- децент. (обл. центры, районные, села, поселка).

Принципы построения бюджетной системы характеризуют взаимосвязь и подчиненность бюджетов:

1) Принцип целостности: утверждается совокупный бюджет на каждом уровне.

- единство доходов и расходов;

- управление из единого центра (МинФин).

2) Автономность означает, что каждый бюджет является отдельным звеном и формируется независимо от др. бюджетов:

- утверждается и исполняется каждым бюджетом отдельно;

- четко разграничиваются доходы и расходы между бюджетами;

- не ограничиваются права местных органов власти управления при утверждении и исполнении бюджета.

Бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных укладов и урегулирована нормами права.

Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает:

- Государственный бюджет;

- Республиканский бюджет Автономной Республики Крым;

- Местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:

- областные;

- городские (городов местного и районного подчинения с районным делением);

- бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления);

- сел;

- поселков;

- районов в городах.

Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:

1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единственной правовой базой, единственной денежной системой, единственной регуляцией бюджетных отношений, единственной бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;

2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;

3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными. Государственный бюджет не несет ответственности за бюджетные обязательства органов самоуправления. Точно также областные органы самоуправления не отвечают за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность подтверждается закрепленными доходами;

4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затрату бюджетов, что осуществляются в соответствии с правовыми нормативно актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;

5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы бюджета, что осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;

6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны хотеть достижения запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;

7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;

8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;

9) принцип справедливости и беспристрастия - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными обществами;

10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;

11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.

4. Система доходов бюджета Доходы бюджета - все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, исправление которых предусмотрено законодат-вом Украины (включая трансферты, подарки, гранты);

Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:

- это прямое изъятие доходов из государственного сектора.

- получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.

- перераспределение доходов среди юр. и физ. лиц с помощью налогов.

- привлечение ссуд, кредитов.

Суть первого метода: В гос секторе само гос-во осуществляет предпринимательскую деят-ть. При этом во взаимоотношениях гос. предприятий с бюджетом может использоваться как прямое изъятие доходов (путем платежей и прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях.

В условиях рыночной эк-ки, гос-во изымает лишь налоги, в то время как в условиях административной эк-ки преобладает прямое изъятие доходов в бюджет.

Второй метод: доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются в зависимости от объемов собственности государства. Платежи за ресурсы: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за использование недр при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем поступления от гос-ной собственности в Украине минимальны и составляют около 2 процентов от общего объема поступлений в бюджет.

Третий метод, налоговый, он формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юр и физ лиц. Причем прямое изъятие доходов в гос секторе может осуществляться только на основании законов.

Четвертый, ссудный метод, который формирует доходы в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги (95-98 %), а ссуды лишь 2-5%.

Кроме реальных доходов бюджета, которые формируются на основе вышеперечисленных методов, государство может использовать для исполнения бюджета эмиссионный доход. Но в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется, что и приводит к экономическому кризису в стране.

Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние хар-ют международное перераспределение финанс. рес-ов и могут формир-ся на основе след. методов:

- прямое перераспределение (например, репарация);

- международный кредит;

- налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи);

- валютное регулирование; - ценовой механизм.

Система доходов бюджета Украины отражает методы их формирования. Они характеризуются такими поступлениями:

Налоговые поступления:

а) прямые налоги (налог на прибыль п/я; НДФЛ; земельный налог (плата за землю), налог с собственников транспортных средств; налог на промысел);

б) непрямые налоги (косвенные): НДС, акцизный сбор, пошлина;

в) платежи за специальное использование природных ресурсов (лесной доход, плата за воду, плата за полезные ископаемые);

г) платежи за гос. услуги, рентные и компенсац-ные доходы (гос.пошлина, рентные платежи за нефть и газ, добываемые в Укр, на геолого-разведывательные работы и др;

д) местные налоги и сборы.

Неналоговые поступления и сборы:

- от приватизации имущества гос предприятий;

- от реализации гос материальных резервов;

- от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.

Взносы в целевые фонды (ежегодно изменяются):

- сбор на обязательное страхование на случай безработицы (фонд обязательного государственного страхования в Украине на случай безработицы);

- платежи в фонд социальной защиты инвалидов;

- сбор за загрязнение окружающей среды;

- поступления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и др. фонды.

Доходы от операций с капиталом. Эта группа доходов охватывает:

- поступление от продажи основного капитала (сооружение, оборудование, самолеты, бесхозное жилье, драгоценные металлы и камни);

- поступления от продажи гос запасов товаров (стратегических материалов, зерна и т.д.);

- поступления от продажи земли и нематериальных активов;

- налоги на финансовые операции и операции с капиталом.

Официальные трансферты. Эта группа доходов включает в себя бесплатные и безвозвратные платежи, полученные от других органов гос управления, негос источников международных организаций, а именно: дотации (текущие платежи), субвенции (капитальные платежи), другие поступления.

Используя постоянные изменения законодательной базы, возможные уточнения в классификации доходов бюджета.

По условиям формирования государственные доходы могут быть:

а) безвозвратные – это собственные доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;

б) возвратные – это гос. займы, за пользование которыми требуется плата и займы в полном объеме и должны быть возвращены в назнач. соглашением срок.

По уровню централизаций гос. доходы делятся:

1. централизованные – которые концентрируются в госбюджете и др. целевых фондах;

2. децентрализованные – которые используются по месту их создания на госпредприятиях и в бюджетных организациях (прибыль и амортизация).

5. Система расходов бюджета Расходы бюджета - средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возвращения излишне оплаченных в бюджет сумм.

Расходы бюджета – расх. бюджета и ср-ва на погашение основной суммы долга.

Расходы Гос бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом., Законом о Гос бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юр актами органов власти.

Начиная с 2000 года в Гос Бюджете, в его расходной части предусматриваются два фонда – общий и специальный.

В Бюджетном кодексе предусмотрено четкое разграничение полномочий, а также механизм делегирования полномочий между уровнями бюдж. системы.

Межбюджетные трансферты – это отношения между государством, Автономной республикой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Укр.

Целью регулирования меж бюджетных отношений является обеспечения соответствия между полномочиями на осуществления расходов, закрепленных законодательными актами Украины по бюджетам, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.

Ст.82 Бюджетного кодекса предусматривает виды расходов на осуществление полномочий, которые должны финансироваться из Гос. Бюджета. Это расходы на обеспечения конституционного строя гос-ва, гос целостности и суверенитета независимого судопроизводства, а также другие предусмотренные этим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнения АРК и местному самоупр-нию.

Гос-во может передавать Совету министров АРК органам местного самоуправления право на осуществление расходов только по условиям соответствующей передачи бюджетных ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегос налогов и сборов (обязательных платежей) их части, а также трансфертов и Гос.Бюджета Укр.

В ст. 87 перечислены гос программы, которые финансируются из Гос.Бюджета.

К расходам, которые финансируются из Гос.бюджета относятся расходы на:

1) гос управление (законодательную власть; исполнительную власть; президента)

2) судебную власть;

3) международную деятельность;

4) фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса гос значения, международные научные и информационные связи гос значения;

5) национальную оборону;

6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

7) образования;

- специализированные школы (в том числе школы-интернаты), основанные на гос форме собственности;

- общеобразовательные школы социальной реабилитации;

8) охрану здоровья;

9) соц защиту и соц обеспечение;

- гос специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей и др..)

- гос программы социальной помощи (денежная помощь беженцам, компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия социальной защиты инвалидов; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымско-татарского народа ц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины).

- Господдержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имею статус обще украинских;

- Госпрограммы и мероприятия относительно детей, молодежи, женщин, семей;

- Гос программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

10) культуру и искусство;

11) гос программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздательства, информационных агентств;

12) физическую культуру и спорт;

13) госпрограммы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики;

14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;

15) гос программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики,

16) гос инвестиционные программы;

17) гос программы относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, предотвращение, ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихий;

18) создание и пополнение запасов и резервов;

19 обслуживание гос долга;

20) проведение выборов и референдумов;

21) другие программы, которые имеют исключительно государственное значение.

Финансирование отдельных программ экономического и социального направлений по месту реализации этих программ осуществляется через механизм меж бюджетных трансфертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: