Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, факторы и формы государственного кредита.

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет отдельного фонда финансовых ресурсов; средства, которые мобзуются за его счет, проходят через бюджет. В отдельных случаях с его помощью привлекаются средства в фонды целевого назначения под целевые проекты.

Государственный кредит может выступать в двух формах:

- сберегательное дело; -государственные займы.

Сберегательное дело относится к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Вместе с тем сберегательные банки, независимо от формы собственности, действуют на коммерческой основе, а мобзованные ими средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению различают:

- государственные займы, предоставляемые на основании договоров;

- государственные займы обеспеченные выпуском ценных бумаг.

Договорами оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобзуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигация представляет собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата доходов производится в форме %.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосроч. займы (иногда среднесроч. - казначейскими нотами), облигациями - средне- и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние (предоставляются юридическими и физическимцами данной страны и внешние (поступают извне – от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов).

По срокам погашения задолженности различают кредиты:

- краткосрочные (срок погашения до 1 года);

- среднесрочные (от 1 до 5 лет);

- долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты доходов государственные займы делятся на:

- процентные; - выигрышные; - дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть изменяющаяся в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может производиться ежегодно, 1 раз в пол года, ежеквартально. В выигрышных займах выплата доходов производится на основании проведения тиражей выигрышей. Дисконтные займы характеризуются тем, что государственные ценные бумаги покупаются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разница формирует доход кредитора.

Гос-ный кредит является совокупностью разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благополучных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц.

Привлечение займов должно иметь в основе 2 фактора:

- минимизацию стоимости займа;

- установление стабильности гос-ных ценных бумаг на финансовом рынке.

Минимизация стоимости займа достигается, во - первых, за счет процентной политики, во – вторых, за счет условий выпуска и погашения. Процентная политика отображает при этом 2 противоположных фактора: минимизацию стоимости займа и максимализацию его привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента. На финансовом рынке государственные ценные бумаги имеют наиболее низкий процент, выступающий своего рода индикатором этого рынка.

Стабильность государственных ценных бумаг достигается за счет оптимизации насыщенности финансового рынка. Ценных бумаг, с одной стороны, должно быть достаточно для максимализациии поступлений от государственных займов, а с другой стороны – не должен иметь место их избыток, который может привести к падению курсовой цены.

2. Государственный долг и расходы на его обслуживание.

Использование государством в своей финансовой политике привлеченных средств на кредитной основе приводит к формированию государственного долга и необходимости четкой системы управления им.

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим кредиторам. Различают текущий и капитальный, внешний и внутренний долги.

Текущий долг – это сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году вместе с положенным к выплате в этот период процентами из всех выпущенных на данный момент займов.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть выплачены по займам.

Внутренний долг – это задолженность кредиторам внутри данного государства;

Внешний долг – задолженность кредиторам за пределами данной страны.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, то есть возможности погашения долгов. Это относится как к текущему, так и к капитальному долгу. Относительно к текущему долгу необходимо обеспечить реальные источники погашения.

В управлении внутренним и внешним долгами существуют определенные специфические признаки. Платежеспособность по внутренним займам обеспечивается, как правило, за счет внутренних источников. Платежеспособность по внешним займам зависит, прежде всего от валютных поступлений.

При недостаточной платежеспособности государства могут применяться такие способы коррекции политики займов:

- конверсия;

- консолидация;

- унификация;

- обмен по регрессивному соотношению;

- отсрочка погашения;

- аннулирование.

Конверсия гос. долга – это смена доходности займов. Она происходит в результате смены ситуации на финансовом рынке (например, уровня учетной ставки центрального банка) ухудшения финансового состояния государства, когда последнее не в состоянии выплачивать предусмотренный доход.

Консолидация – это перенесение обязательств по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока займа. Проводится в форме обмена облигаций предыдущей (предыдущих) займов на новые. В отдельных случаях может применяться и сокращение сроков займа.

Унификация представляет собой объединение нескольких займов в один займ. Она упрощает управление государственным долгом и может проводиться как отдельно, так и совместно с консолидацией.

Обмен по регрессивному соотношению облигаций предыдущих займов на новые проводится с целью сокращения гос. долга. Это нежелательная мера, поскольку это не что иное, как частичный отказ гос-ва от своих долгов.

Отсрочка погашения означает перенесение сроков выплаты задолженности. При этом в данный период выплата доходов не производится.

Аннулирование долгов означает полный отказ государства от своей задолженности. Но это не может рассматриваться как допустимый вариант. Авторитет гос-ва, как и любого должника, зависит от признания им своих долгов и обеспечение их полного погашения в установленные сроки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: