Можно использовать такие методы, как:
- педагогическое требование,
- побуждение,
- доверие,
- сочувствие,
- убеждение,
- проявление уважения,
- педагогическое предостережение,
- осуждение,
- разрешение конфликтной ситуации,
- анализ поступка.
4. Стимулирование активности ребёнка:
- ожидание радости,
- обращение к любви, состраданию, стыду,
- обращение к самолюбию, самоуважению,
- пример, разъяснение,
- внушение и др.
P Вопросы и задания для самоконтроля:
I. Продолжи фразу:
1. «Все причины ШД можно разделить на 4 группы: …».
2. Дисграфия – это …
3. Дислексия - это …
4. Дискалькулия – это …
5. К факторам ШД относятся …
II. Какой он, школьно-дезадаптированный ученик? Создайте его словесный портрет. Предложите несколько способов деятельности с ним.
III. На основе изученного материала напишите сочинение-эссе по одной из предложенных тем:
«Что я думаю о ШД»,
«Решаема ли проблема ШД?»,
«Советы молодому учителю начальной школы по проблеме ШД».
Требования: объём – не более тетрадного листа, содержание: можно использовать цитаты, факты, теоретические основы, отразить своё мнение, завершить выводом.
$ Проверочный тест
I. Выберите правильный ответ.
1) Авторитарный стиль пед. общения является причиной:
A. Медицинской
B. Психологической
C. Педагогической
D. Социальной
2) Основными проявлениями ШД являются:
A. Состояние дискомфорта
B. Неуспешность в обучении
C. Повышенная утомляемость
D. Нарушения поведения
II. Ответьте на вопрос.
1) Специалисты выделяют три степени ШД: лёгкая, средняя, тяжёлая. Как вы думаете, что лежит в основе данной классификации?
2) Студент часто пропускает занятия без уважительной причины и имеет академические задолженности. В каких компонентах проявляется дезадаптация к учебному процессу?
&Литература к занятию:
1. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Кумариной Г.Ф. - М., 2001.
2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. – М. 2001.
3. Безруких М. М., Ефимова С.П. Ребёнок идёт в школу. – М. 2000.
4. Дети социального риска / Под ред. Шипицыной Л.М. – СПб. 2003.