? Структурировать предложенную информацию с помощью приёма «кластеры».
К проявлениям ШД в первую очередь относится неуспешность в обучении, выраженная в хронической неуспеваемости, в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений, без системных знаний и учебных умений и навыков (когнитивный компонент ШД).
Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также перспективам, связанным с учёбой (эмоционально-волевой компонент).
Систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде (поведенческий компонент).
У большинства детей, имеющих ШД, проявляются все три компонента. Но возможно преобладание одного из них, это зависит с одной стороны, от возраста и этапа личностного развития, с другой – от причин ШД.
Ранними признаками школьной дезадаптации являются:
· удлинение времени, необходимого для приготовления уроков;
· полный отказ от приготовления уроков;
· необходимость в постоянном контроле взрослых за приготовлением уроков, необходимость в помощи родителей или репетиторов;
· утрата интереса к учебе;
· появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих, безразличие при получении неудовлетворительных отметок;
· отказ отвечать у доски, страх перед контрольными работами и т.п.
Перечисленные выше признаки ШД чаще всего встречаются не по отдельности, а в некотором комплексе.