Деятельности школьников с позиции оптимизации
Воспитательных отношений
Основным противоречием процесса обучения считается, как уже подчеркивалось, несоответствие предъявляемых школьнику требований его индивидуальным возможностям. Это противоречие, с одной стороны, является движущей силой учебного процесса, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития ученика; с другой стороны, если эти требования оказываются ему непосильны, они оказывают негативное влияние на его развитие и учебную активность, на его адаптацию к школе.
Пути разрешения этого противоречия лежат в организации учебной деятельности школьников, которую осуществляет учитель. В системе коррекционно-развивающего образования эта организация базируется как на знании учителем и глубоком понимании им особенностей развития детей риска и исходных причин их трудностей в учении, так и на понимании той истины, что вызвать у ребенка интерес, пробудить его активность, мобилизовать внимание возможно лишь тогда, когда ему в процессе учения будет обеспечена роль субъекта познания. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что ребенок полностью раскроет свой учебный потенциал, не испытывая при этом значительного нервного перенапряжения.
|
|
Создавать на уроке психолого-интеллектуальный комфорт для учеников и одновременно придавать процессу обучения коррек-ционную направленность, обеспечивающую развитие дефицитных психических функций и мыслительных операций, учителю поможет ряд требований, которые целесообразно положить в основу организации учебного процесса в классах компенсирующего обучения.
Эти требования вытекают из особенностей психофизиологического, интеллектуального и личностного развития детей риска и звучат следующим образом:
1) решать учебные задачи в коллективно-распределенной совместной деятельности;
2) изучать вновь введенную дидактическую единицу учебного материала в сравнении с другой дидактической единицей, которая с ней органически связана;
3) активно использовать в процессе анализа учебного материала и сравнения его единиц метод эвристического наблюдения-беседы, органично сочетая его с эвристической дискуссией;
4) завершать каждый этап усвоения учебного материала формулировкой эмпирического обобщения или заключительного суждения, сделанной на доступном ученикам речевом уровне.
Рассмотрим их подробнее.