Задание № 1

Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора.

Назначение задания.Комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Выполнение этого задания позволяет получить представление о развитии чрезвычайно важных для предстоящей учебной деятельности способностей и функций ребенка. Прежде всего оно выявляет развитие функций, необходимых для овладения письмом: как развиты у ребенка мелкие мышцы руки, какова кинестетическая чувствительность; насколько он способен к тонкому зрительному анализу; может ли удержать зрительный образ, воспринятый с доски, и перенести его на рабочий лист; достаточен ли для этого достигнутый уровень координации в системе «глаз — рука». Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка — его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае — взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания — самостоятельном продолжении узора). Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить полученный результат.

Организация работы. Узор-образец выполняется заранее на доске, разлинованной в клетку.

  к/ V         k/ V      
К 1 \ с У \ к / \ с У \
                       

Узор выполняется как двухцветный (используются, например, красный и синий мелки). Детям раздают чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор цветных карандашей (или фломастеров), не менее шести.

Работа состоит из трех частей: 1-я часть — срисовывание узора, 2-я часть — самостоятельное продолжение узора, 3-я часть — проверка и вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок.

По мере окончания работы детьми листочки собираются.

Инструкция. «Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листочках узор, точно такой же, как на доске. Рассмотрите узор внимательно — расположение линий по клеточкам, их цвет должны быть у вас такие же, как на доске. Подчеркиваю еще раз, что на ваших листочках узор должен быть точно такой же, как на доске. Это первое, что вы должны сделать. После того как узор перерисуете, вы продолжите его самостоятельно до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда закончите, проверьте по доске, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, исправлять не надо. Переделайте всю работу, нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».

Оценка выполнения задания (оценивается лучший из выполненных узоров):

1-й уровень — узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные;

2-й уровень — узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствуют заданным в образце. Рисунок можно определить как правильный, но небрежный;

3-й уровень — при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная закономерность в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, сглажены или совсем снивелированы различия в высоте вершин);

4-й уровень — выполненный рисунок лишь очень отдаленно похож на образец; ребенок уловил и отразил в нем лишь две особенности — чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора пропущены. Не выдерживается подчас даже строка — ползет вниз или вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: