Игра и коррекция трудностей в познавательной деятельности младших школьников

Обозначенные выше подходы к использованию игры в диагно-стико-коррекционной работе дают основания говорить о неоценимой роли игры в преодолении у детей проблем внутриличнос-тного и межличностного характера. В то же время для педагога начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.

С этих позиций анализируются детские игры в работах русского педагога и психолога П. Ф. Каптерева. Особое внимание учителей он обращает на значение игр в воспитании у школьников сосредоточения внимания", наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества***, совершенствования органов

См.: Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. — М., 1993; Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996; Репринцева Г.И. Коррекционно-развивающая игротерапия по сценариям русских народных сказок // Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. — М., 1997. — С. 5—83; Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М., 1993; Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М., 1998; Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998; Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995; Шевченко Ю.С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками. — Балашов, 1998; Шишова Т. Как преодолеть детскую застенчивость // Домашнее воспитание. — 1999. — № 4, 5, 10.

** «Навык сосредоточивать внимание... представляет нечто прочное, с игр переносимое на другие виды деятельности. Если бы маловнимательные на уроках ученики не участвовали в играх и не учились бы сосредоточивать свое внимание, то тогда их совсем невозможно было бы обучать чему-либо вследствие расплывчатости их внимания... Без игр дело обучения пошло бы еще хуже» (Каптерев П.Ф. Детская и возрастная психология. — М., 1999. — С. 205).

*** «...Во время игр довольно легко выделяются находчивые, быстро соображающие ученики из ненаходчивых и вялых. Те дети, которые в классах на уроках слывут лентяями, тупицами, заслуживающими изгнания из школы, на игральном плацу нередко отличаются творческими способностями, быстрою сообразительностью, умением найтись в трудных обстоятельствах... В изобретательстве во время игр, в их постановке, в изыскании наиболее подходящих орудий и средств игры некоторые участники проявляют такое сильное творчество, которое прямо свидетельствует об их выходящих из ряда способностях... Поэтому нередко бывает, что талантливый ученик считается самым ординарным, а то и прямо малоспособным, между тем товарищи очень хорошо знают о его талантливости» (Там же. - С. 207).

чувств*, мышления и логических операций (анализа, синтеза, индукции, дедукции и др.)"- Подчеркивая важность и полезность «игровой школы» в педагогической работе со слабоуспевающими учениками, П. Ф. Каптерев писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам... тугих на развитие, медленных в соображениях....Не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, — таких детей много....Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что занятия по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры... к отвлеченному, связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей, он может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни»*".

Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой — может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л. А. Венгер, Ю. 3. Гильбух, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, У. В. Ульенкова и др.). При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А.Шмаков (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр — интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические — звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня. Большинство дидактических игр основано на состя-

«Обучение далеко не дает так много органам внешних чувств, сколько дают игры. Развитие чувств... больше поддерживается играми, а не учением» (Каптерев П.Ф. Детская и возрастная психология. — М., 1999. — С. 207).

** «Детские игры должны быть признаны школой мышления для детей... Следует постоянно пользоваться при обучении и результатами благодеятельного влияния игр на развитие ума детей и на школе игр строить и развивать новую — более серьезную и широкую — школу мышления, представляемую учебными предметами и искусствами. Пусть обе школы мышления идут рядом, параллельно, помогая одна другой, причем игровая школа пусть служит постоянной основой учебной классной школе» (Там же. — С. 208—210).

Там же. — С. 210.

зательности, соревновательности (кто больше знает? Кто точнее назовет? Кто самый наблюдательный?) и может проводиться в виде индивидуального или командного первенства учеников*.

Значительным потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной активности, любознательности, широких познавательных мотивов располагают и так называемые досуговые интеллектуальные игры. В их число входят игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ; «Защита проектов (фантастических, экологических, художественных)», «Вечера загадок и отгадок», «Дни веселых задач», «Турнир знатоков», «Конкурс смекалистых»; игры-путешествия «В страну сказок», «В царство Берендея» и т.д. Коррекционно-развивающий и дидактический эффект этих игр заключается в создании условий, которые дают детям возможность получить удовольствие от расширения своего кругозора, умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других; они моделируют жизненные ситуации борьбы и соревновательности, выявляют личностные качества участников и сплачивают их («общность, которая возникает во время игры, тяготеет к сохранению даже после окончания игры»)**.

Желательно, чтобы каждый учитель имел свою собственную «Энциклопедию познавательных детских игр», которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей, склонностей и интересов, этапа коррекци-онно-развивающей работы. Не лишним будет и создание в классе игротеки интеллектуально-развивающих игр, к которой дети могли бы обращаться самостоятельно в свободное от уроков время***.

Действенным средством совершенствования таких значимых для учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, зрительно-моторные координации, память, мыслительные операции и др., являются и развивающие компьютерные игры. Они могут быть с успехом использованы в коррекционно-развивающей практике, важно только помнить о необходимости строгого соблюдения при этом са-нитарно-гигиенических норм.

См.: Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. — Харьков, 1998; Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. — М., 1999; Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. — М., 1991; Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль, 1997; Степанова О.А. Игровая школа мышления // Начальная школа: плюс—минус. — 2000. — № 10. — С. 3—12; Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли. — М., 1996; Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию. — М., 1995.

** См.: Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. — М., 1998.

*** См.: Никитин Б.П. Развивающие игры. — М., 1985; Кедрина Т.Я., Гелазо-ния П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. — М., 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: