Коррекционно-педагогической работы с детьми в ДОУ

Задачи, решаемые на разных этапах

С детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста

Направления коррекционно-педагогической работы

Возраст ребенка Направления коррекционно–педагогической работы
1. Младенческий возраст. Развитие эмоционально – положительных реакций ребенка, формирование у него предпосылок к ситуативно-деловому общению со взрослым, развитие дифференцированного восприятия окружающей действительности, формирование действий с предметами, общих движений, развитие предпосылок понимания речи взрослого и активной речи, формирование навыков самообслуживания.
2. Ранний возраст. Внимание уделяется сенсорному воспитанию, которое направлено на стимуляцию ориентировочной деятельности и развитие мотивации, целенаправленное манипулирование с предметами. Детей обучают соотносить предмет с его изображением на картинке, ориентироваться в свойствах предметов. У дошкольников развивают пространственные ориентировки. Их знакомят с некоторыми математическими понятиями. Проводится работа по развитию музыкального восприятия, формированию продуктивных видов детской деятельности. Содержание социального воспитания строится на связях ребенка с близкими ему людьми. Он учится узнавать себя и родных на фотографиях, понимать мимику, жесты, передавать свое эмоциональное состояние через мимические движения, взаимодействовать со сверстниками.
3. Дошкольный возраст. Воспитание и обучение развивается по выше перечисленным и новым направлениям. У детей совершенствуется восприятие, развивается наглядно- действенное и наглядно-образное мышление. Расширяются представления детей об окружающей действительности, о связях людей друг с другом. Вводятся занятия по разделу «Здоровье». Дошкольников знакомят с режимом дня, обучают навыкам ухода за своим телом. Проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры. Ребенок активно овладевает фонетической, лексической и грамматической сторонами речи. Происходит развитие сюжетно-ролевой игры. Осуществляется подготовка детей к школьному обучению.

В детской психологии дошкольный возраст подразделяется на младший, средний и старший. У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с ЗПР рассматриваются в 2-х возрастных периодах: младший дошкольный возраст – от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст – от 5-до 7 лет. В соответствии с возрастными периодами детей с ЗПР в коррекционно-педагогической работе выделяют 2 этапа, на которых решаются следующие задачи.

Этапы работы Возраст ребенка Задачи
I этап От 3 до 5 лет жизни 1. Стимуляция познавательной активности детей. 2. Совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности. 3. Развитие у дошкольников общей и ручной моторики. 4. Развитие и коррекция психомоторных функций и межсенсорных связей. 5. Обогащение сенсорного опыта ребенка. 6. Развитие разных видов восприятия. 7. Развитие и коррекция простых модально – специфических функций (выносливости к непрерывному сосредоточению на задании, скорости актуализации временных связей и прочности мнемических процессов, способности к концентрации и к распределению внимания, готовности к сотрудничеству со взрослым). 8. Развитие речи ребенка.
II этап От 5 до 7 лет жизни 1. Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности. 2. Развитие познавательной деятельности. 3. Формирование высших психических функций. 4. Развитие речи и коммуникативной деятельности. 5. Формирование разных видов детской деятельности и их компонентов (мотивационных, ориентировочно-операционных, регуляционных).

Реализация основных направлений развития и воспитания детей с ЗПР в специализированных дошкольных образовательных учреждениях

Направления Реализация направлений
1. Познавательное развитие. Сенсорное воспитание. Оно реализуется на занятиях изобразительной, конструктивной, трудовой, музыкальной деятельности, по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, посредством дидактических игр и упражнений. Важным условием является организация сенсорно – стимулирующего пространства, сенсорных уголков. У детей формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах предметов и материалов, развиваются разные виды восприятия, закладываются основы для развития мыслительных операций. Ознакомление с окружающим миром происходит на специальных занятиях, экскурсиях, в беседах. Часть занятий строится на основе опытной работы, наблюдений, практических действий. Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире используются предметы, картины, видеофильмы, художественная литература. Развитие математических представлений происходит на специальных занятиях и в игровой деятельности. Обучение начинается с пропедевтического периода. Математическое развитие дошкольников способствует сенсорному, познавательному, речевому развитию, подготовке детей к школьному обучению. Развитие речи, коммуникативных способностей и подготовка детей к обучению грамоте. В процессе коррекционных занятий у детей стимулируют речевую активность, развивают фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, формируют навыки понимания и построения развернутых речевых высказываний. Средствами развития речи являются специальные упражнения, игровая деятельность, беседы, обсуждения событий. Важным условием подготовки к школьному обучению является формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие тонкой моторики, осуществление подготовки руки к письму.
2. Социально-нравственное развитие. Реализуется в процессе занятий, при проведении режимных моментов и в свободной деятельности. Темы занятий посвящены социальным отношениям людей, ознакомлению с профессиями, некоторыми историческими событиями и фактами, явлениями современной социальной действительности, основами безопасности жизнедеятельности, элементарными сведениями о строении и функционировании человеческого организма. Педагог организует игры и ситуации, позволяющие развивать нравственно-этическую сферу ребенка. В сюжетно-ролевой игре моделируются социальные отношения. В старшей и подготовительной к школе группах проводятся специальные занятия, на которых формируются представления о нормах и правилах поведения, культуре общения. При ознакомлении с художественной литературой решаются задачи нравственно-патриотического воспитания, приобщения к культурным ценностям, устному народному творчеству. У детей пробуждают желание трудиться, формируют умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивают умения и навыки в различных видах трудовой деятельности.
3. Формирование основных видов деятельности. В специальном саду организуются следующие виды деятельности: игровая (сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические и подвижные игры), изобразительная (рисование, лепка, аппликация), конструктивная (из строительного материала, различного вида конструкторов, пространственное моделирование, оригами), трудовая (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). Коррекционная работа предполагает формирование предметно - практической деятельности, компонентов деятельности (мотивационных, ориентировочно – операционных, регуляционных), предпосылок для овладения учебной деятельностью и основных компонентов готовности к школьному обучению.
4. Эстетическое развитие. Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе музыкального воспитания, изобразительной и театрализованной деятельности, ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: