Диктант пространственных действий

Диагностические возможности:

- выявление уровня сформированности пространственных действий ребенка;

- выявление умения действовать по правилу.

Материал.

Стандартный лист бумаги, разделенный на 16 одинаковых частей, каждая нумеруется слева направо; в каждом прямоугольнике в центре – точка.

Процедура проведения

Данная методика проводится с учащимися целого класса или с группой детей.

Перед диктантом психолог вместе с учащимися обязательно определяет пространственные ориентиры: верхняя (нижняя), левая (правая) стороны листа, вводит понятие исходной точки, способа изображения действия (т.е. линия, заканчивающаяся стрелкой, может быть прямой или с поворотом).

Детям последовательно предлагается текст диктанта из 16 заданий.

1. от исходной точки (и.т.) провести линию вверх, закончив ее стрелкой.

2. От и. т. провести линию вправо, закончив ее стрелкой.

3. От и. т. провести линию вниз, закончив ее стрелкой.

4. От и. т. провести линию в левый верхний угол, закончить стрелкой.

5. От и. т. провести линию в нижний правый угол, закончить стрелкой.

6. От и. т. провести линию в правый верхний угол, закончить стрелкой.

7. От и. т. провести линию в левый нижний угол, закончить стрелкой.

8. От и. т. провести линию вверх и потом по кругу влево, закончить стрелкой.

9. От и. т. провести линию вниз и потом по кругу вправо, закончить стрелкой.

10. От и. т. провести линию вверх и потом по кругу вправо, закончить стрелкой.

11. От и. т. провести линию вниз и потом в правый верхний угол, закончить стрелкой.

12. От и. т. провести линию в левый верхний угол и от него вправо, закончить стрелкой.

13. От и. т. провести линию в правый нижний угол и потом вверх, закончить стрелкой.

14. От и. т. провести линию влево, затем вверх, закончить стрелкой.

15. От и. т. провести линию вверх и потом в правый нижний угол, закончить стрелкой.

16. От и. т. провести линию в правый верхний угол и потом влево, закончить стрелкой.

Обработка данных

Каждое из 16 заданий оценивается следующим образом: правильное выполнение – 0 баллов, неверное – 1 балл; в зависимости от полученной суммы баллов возможно выделить условные уровни сформированности пространственных действий у учащихся данного класса.

Приложение 2.

«Молчаливая страница» (обучающее упражнение)

Цели.

1. Вывести на уровень материализованного действия ориентацию ребенка в пространстве: материализация пространственных признаков объекта (через символическое обозначение); организация действий с пространственной символикой.

2. Актуализация действия громкой речи.

Материал.

Лист бумаги, карандаши: четыре цветных и простой.

Взрослый дает ребенку чистый лист бумаги и предлагает следующую игровую ситуацию: «В жизни часто приходится знакомиться с новыми людьми, с разными предметами. Сначала о них почти ничего не знаешь, а потом поговоришь, поиграешь с ними – и вот вы уже стали знакомы. Давай сейчас попробуем познакомиться с этой чистой «молчаливой» страницей, поговорить с ней».

Упражнение состоит из двух этапов. Первый этап представлен двумя «знакомствами»: с четырьмя сторонами страницы и четырьмя углами.

Первое «знакомство» со страницей проходит в следующем диалоге психолога с ребенком: «Возьми красный карандаш, проведи линию по верхнему краю страницы, и ты узнаешь, где живет верхняя сторона». Ребенок проводит красную линию по верхнему краю страницы.

Далее соответственно обозначаются нижняя (синий карандаш), правая (зеленый), левая (коричневый) стороны.

Второе «знакомство» со страницей – знакомство с углами – состоит из следующих действий ребенка:

- находит и показывает названный психологом угол страницы;

- подбирает карандаши соответствующего цвета для обозначения угла (например, для обозначения верхнего правого угла ребенок должен взять красный и зеленый карандаши);

- обозначает двумя цветами угол, соотнося цвет с пространственным признаком страницы.

Второй этап представлен ситуацией «Идем в гости», он состоит из следующих заданий:

- найти и обозначить центр страницы («наш дом, откуда каждый раз мы будем отправляться в гости»);

- «пойти в гости» к той или иной стороне страницы, выбрав для этого карандаш соответствующего цвета (ребенок должен от центра провести линию до той или иной стороны: например, коричневая линия от центра должна идти к левой стороне);

- «отправиться в гости» в тот или иной угол, выбрав два соответствующих карандаша (например, чтобы «пойти в гости» в левый нижний угол, ребенок выбирает коричневый и синий карандаши и, взяв их одновременно в руку, проводит две параллельные линии от центра в угол).

Процесс «знакомства» ребенка с пространственными признаками страницы сопровождается действием громкой речи: «придя в гости», ребенок должен использовать обращение-приветствие (например: «Здравствуй, верхний левый угол» и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: