Оценка учеными перспектив научной деятельности

в рыночных отношениях (в %)

  В целом по России Система высшего образования
Рыночные отношения способствуют 29,3 24,3
Только отчасти 31,2 34,3
Не способствуют 35,5 41,4

Ситуация усугубляется тем, что часть ученых и преподавателей боятся безработицы. Тем более, что сегодня ситуация в вузовской науке весьма неблагоприятная. Так, только 16,3% вузовских ученых высоко оценивают свои способности, а значит, и возможность при необходимости трудоустроиться. Зато 56,3% вузовских кадров (в целом по науке России 50,9%) оценивают свои возможности как средние, а это значит, не имеют твердой уверенности найти новую работу. Не тот ли это "середняк", которого выпускали наши вузы, стремясь к своей знаменитой процентомании (все с высшим образованием, все успевающие!). Почти 30% оценивают свои возможности "низко", они не видят для себя перспектив трудоустройства. Эти данные почти что совпадают с общими по научному корпусу России, и они заставляют задуматься и над профессиональным уровнем большей части наших ученых. Иначе как объяснить факты неучастия в грантовой системе, неудовлетворенность (от 30 до 50%) студентов чтением лекций преподавателями и пр. Вероятно, если бы в свое время больше заботились бы не о количестве выпущенных специалистов, а об их качественной подготовке, то сегодня мы бы имели более подготовленный корпус ученых и преподавателей. Они могли бы быстрее приспособиться, адаптироваться к новым социально-экономическим или рыночным условиям, быстрее интегрироваться в международную науку и систему образования и т.д. Это предположение подтверждается отчасти следующими ответами ученых на вопрос: "Имеется ли связь между творческой состоятельностью и адаптивной способностью ученого", были получены следующие ответы.

Более 50% ученых едины во мнении, что качество творческой личности и ее адаптивные способности к научной деятельности взаимосвязаны. Однако, 28,6% ученых вузовского сектора и 24,8% ученых России в целом, утверждают, что эти качества личности ученого скорее различаются, чем нет, а еще 16,2% считают, что они вообще плохо совместимы. Можно любому человеку, получившему диплом приспособиться к характеру труда ученого, но стать творческой личностью можно только тогда, когда к этому есть способности.

В последнее время все больше и больше говорят об "утечке мозгов" за рубеж. Как относятся российские ученые к идее на длительное время покинуть Родину и поработать за рубежом?

Положительно относятся к идее работы за рубежом около 8,4% вузовских ученых. Зато желающих работать только в России - 64,2%. не дали ответа на этот вопрос около 28% ученых, позицию которых можно оценить как угодно, но только не отрицательно.

* * *

Итак, с точки зрения количества наша наука обеспечена кадрами. Однако на перспективы развития науки и научной деятельности основная масса ученых смотрит весьма скептически.

Существует проблема интеграции ученых как в международное, так и российское сообщество ученых. Идейные барьеры до сих пор играют существенную роль в процессах интеграции, негативно влияют на оказание зарубежными научными и образовательными организациями поддержки научным исследованиям и системе образования в России.


ГЛАВА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: