Этим проблемам посвящена, в частности, книга ставропольского культуролога В.А. Шаповалова[74]. Автор особое внимание уделяет возможным (а в чем-то и неизбежным) принципиальным изменениям в образовательных системах. Так, базируясь на разработках К. Манхейма - Д. Белла, он говорит о смене приоритетов образовательных систем в "постиндустриальном", "инфор-мационном" обществе. Поскольку общество это будет характеризоваться сильным научным влиянием, наличием высоко-сложных технологий, но при этом "во главу угла этого общества ставится сама личность человека", то и образование будет гуманистическим. "Ранняя специализация интереса" - то, что характерно для нынешнего высшего образования, особенно российского, с его "профильным" уклоном уступит место базовому, творческому. (Об этих тенденциях шла речь и в штудиях Л.А. Сабуровой, о которых говорилось выше, - в терминах "преподавание научного стиля мышления и поведения, потребность само -делания, которое и подразумевает "образование").
|
|
"Очевидно, - утверждает Б.А. Шаповалов, - содержание высшего образования должно состоять из представлений об основных типах мышления, двух-трех иностранных языков, математики, литературы, гарантирующей связи с историей мысли и искусства, и наконец, практические руководства по творчеству, позволяющие индивиду "отстраняться" от обыденного мира. Другими словами, грядущие изменения в системе образования, видимо, должны быть аналогичны тому, что произошло в античной Греции с письменностью, когда письменность-профессия трансформировалась в грамотность"[75]. Современная наука заполнена профессиональной иероглификой, в то время как принципы творчества универсальны. Как считает автор, в принципе возможно решить задачу "научной грамотности" для каждого: "Универ-сально-понятийный способ социального кодирования дает возможность превратить профессиональную науку в науку как личный навык каждого индивида"[76]. Человек сможет тогда свободно находить себе область применения, а творчеством, в том числе научным, сможет заниматься после 20 лет.
Заметим, что на этом и базируется феномен той части "вундеркиндов", в том числе è "вундеркиндов" взрослых, которые достигали успеха в научной отрасли, по которой не имели классически последовательного образования. Разница в том, что тот образовательный принцип, о котором говорит В.А. Шаповалов, был найден ими интуитивно, спонтанно.
Принципиальным шагом в развитии отечественных образовательных систем В.А. Шаповалов видит в "плодотворном синтезе науки, технологии и поэзии". Автор ссылается на опыт Королевского колледжа искусств Великобритании, разработавшего программу "Дизайн в высшем образовании". Посредством освоения проектной культуры - дизайна был снят разрыв между гуманитарно-художественной и научно-техническими культурами. В.А. Шаповалов приводят по этому поводу резюме британского ученого Í. Кросса: "Поскольку теоретики когнитивного развития сами были полностью погружены в научно-академическую культуру, в которой преобладают цифровые и буквенные выражения, они проглядели третью культуру - дизайн. Эта культура основывается... на "невербальных способах" и кодах, которые... облегчают конструктивное, сфокусированное на решении проблем мышление дизайнера, подобно тому, как другие коды (вербальные и цифровые) облегчают аналитическое, сфокусированное на проблемах мышления; они, возможно, являются наиболее эффективным способом схватывания специфических, плохо сформулированных проблем планирования, проектирования и изобретения новых вещей"[77].
|
|
В этой связи В.А. Шаповалов утверждает и неизбежную перспективу (и несомненную перспективность) виртуальных технологий в образовании. Однако при этом отмечает, что в "постиндустриальном обществе" самым редким ресурсом, по общепринятым оценкам, будет "человеческий капитал". Поэтому наряду с высокими технологиями и продвинутыми методиками приобретает еще большую актуальность и значимость феномен "учителя жизни", не случайно, указывает автор, во многих вузах Запада введена специальность "высшее образование", акцентирующая именно "учительные" функции.
Автор, апеллирующий к мировому образовательному опыту, конечно, не мог оставить в стороне и тему университетской общности, трактуя исконную роль университетов как "сохранение и интеграцию европейской культуры". Сегодня формируется новый облик Европы, но интеграционная роль университетов не должна нивелировать их, ибо "каждый университет представляет собой уникальное сообщество ученых, которые генерируют свой образ Европы"[78]. Решение состоит, как это подчеркивают и другие авторы, впрочем в столь же общей, не расшифрованной формулировке) - в диалоге, "выявлении общего", в формировании образа Европы не отвлеченного, а "адекватного современным реалиям".
Существует ряд программ и фондов, направленных на решение этой задачи. Трудность участия в этом российских институтов в неразвитости компьютерных, информационных технологий. Однако, по утверждению В.А. Шаповалова, в настоящее время ситуация такова: уже существующая технологическая база недостаточно востребована. Тем более, что среди дистанционных средств обучения и обмена информацией есть и такие простейшие как "электронная почта".
* * *
Подводя итоги наших исследований в пятой главе, отметим прежде всего, что способность освоить современные концепции образования стали реальным экзаменом на прочность интеллектуальной элиты высшей школы. И, как показывает анализ, они с этой задачей справляются. Далее, опыт показывает, что в реформировании высшей школы все более значительной становится роль российских университетов.
ГЛАВА 6