Формы костюма как отражение стилистики формообразования среды в каждой эпохе

4.1. Основные этапы в развитии форм костюма.

4.1.1. Обертывание, накидывание (на плечи), надевание (через голову), плиссирование, драпирование.

Первобытное общество — биологическое выживание. Осозна­ние человеком окружающей среды, средств выживания. Способ организации первой одежды — обертывание, накидывание (на пле­чи, на голову), использование элементов природы в качестве сим­волов превосходства.

Древний мир — приобретение навыков формирования объектов среды, орудий производства. Способ организации одежды — наки­дывание (на плечи, на голову), надевание (через голову), ниспада-ние, обертывание. Отдельные виды наделяются символической функцией.

Античность — становление и укрепление государственности. Освоение закономерностей организации пространства, времени. В организации одежды Рима наряду с известными уже приемами появляется потребность в устойчивой форме и ритмической орга­низации элементов (плиссировка тканей, организация оплечий и других украшений, наделяемых ритуально-символическим значе­нием).

Греция продемонстрировала диалектическое единство статики и динамики в костюме, возможности драпирования и начало мно­гослойной организации одежды.


Рим продемонстрировал завершение возможностей формооб­разования на уровне известных материалов и конструктивных ре­шений, доведя их до совершенства.

4.1.2. Формирование одежды с помощью кроя.

Средние века. Формирование объектов среды, прежде всего культовых, основывается на сложных стоечно-балочных и ароч­ных конструкциях, прочных строительных материалах. Сооруже­ния возводились десятилетиями, преемственность в работе обеспе­чивалась предварительной разработкой чертежей. Чертежи кроя по­явились и в создании форм одежды, что дало возможность выполнять плотно облегающие формы. Общие пропорциональ­но-ритмические решения объектов среды — устремленность вверх — отразились и на создании одежды.

4.1.3. Формирование одежды на каркасных конструкциях. Поя­
вились элементы каркасной конструкции, позволившие удлинить
формы головных уборов и обуви. А в позднюю готику появился кор­сет — жесткая конструкция. В костюме утверждается вертикаль.

Эпоха Возрождения. Высокий уровень развития ремесел, науки. Социально-экономические условия способствовали пониманию человека как гармоничной личности, полноценно развитой и ду­ховно, и физически (как в Греции). Это отразилось на формообра­зовании среды — утверждалась горизонталь (в отличие от готики), основательность. К костюму складывается отношение как к систе­ме многослойной, с определенной функцией, определенным на­значением. Костюм приобретает каркасную конструкцию — кор­сет, кринолин.

4.1.4. Формирование одежды как многослойной (взаимозави­симой) оболочковой системы.

Новое время. В период барокко и рококо развитие наук, геогра­фические открытия, расширение рынков сбыта стимулировало развитие промышленности. Появились новые материалы и техно­логии в строительстве дворцовых и культовых комплексов, созда­нии предметов быта и среды, новых текстильных материалов. Пышная праздность придворной жизни сопровождалась отточен­ной вычурностью форм одежды на каркасных конструкциях (вер-тюгад, панье, корсет), причесок, также включавших сложные кон­струкции, париков и всевозможных аксессуаров (веера, лорнеты, табакерки, зонтики, трости и пр.). «Рокальный завиток» рококо определял декоративное оформление интерьеров, костюма и даже манеры придворного этикета.

В XIX в. борьба за передел мира и сфер влияния привела не толь­ко к политическим и социально-экономическим изменениям. Произошла переоценка нравственных ценностей. Научные зна­ния резко поколебали религиозные устои общества. aiпиитиче­ский подход в науке к явлениям природы коснулся и искусства. Происходит взаимопроникновение культур разных народов. По­нятие «мода» из салонного превращается в регулятор обществен­ных отношений, происходит смена форм одежды и костюма в це­лом и соответственно активизируется производство этой одежды. К концу XIX в. костюм освобождается от каркасных конструкций и формируется как система оболочковая, многослойная, допускаю­щая варьирование элементов.


4.2. Некоторые закономерности стилеобразования. Сложив­шееся в эпоху Возрождения отношение к костюму как к системе частей одежды определенного назначения к началу XX в. получило дальнейшее развитие не только по назначению, но и по стилевому решению.

Стиль — наиболее общая категория художественного мышле­ния, характерная для определенного этапа его развития. Стиль — структурное единство образной системы приемов художественно­го выражения. Стиль — способ формообразования, определенная связь отдельных элементов формы между собой (система внутрен­них связей между всеми компонентами творческого процесса: со­держанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственным построением, колоритом, техникой и приемами выполнения, ма­териалом).

Стиль как метод творческой работы объединяет закономерно­сти формообразования с конкретными методическими и техниче­скими приемами отработки материала на основе какого-либо од­ного общего принципа: формовычетания или формосложения, тектоничности или атектоничности, графичности или живопис­ности, пространственности или плоскостности. Именно поэтому стиль — обязательно синтез, целостность всех компонентов худо­жественного произведения.

Стиль как конечный результат является художественным смыс­лом формы. Практически чаще модельеры занимаются стилизацией,

предполагающей наличие образца для подражания (темы, формы, элементов уже созданного ранее стиля). Предполагается подчинение формы художественного произведения условиям создания более ши­рокого художественного ансамбля форм определенного стиля, куда это произведение входит на правах составной части (это декоратив­ная стилизация). Современный дизайн решает задачи создания фир­менного стиля, как правило, в коммерческих интересах.

Функция костюма (от лат. functio, т.е. исполнение, осуществ­ление) — это роль, которую выполняет данный костюм в жизни че­ловека и общества.

Содержание костюма — эмоционально выразительное соответ­ствие всех свойств (характер материала, его цвет, форма и конст­рукция) выполняемой функции.

Форма костюма — внешнее выражение его пространственной ор­ганизации (построенное™ — внутренней формы — структуры). Та­ким образом, дизайнерский метод решения объекта (в том числе и костюма) — процесс, приводящий к гармоничному равновесию фун­кции, конструкции и формы. Это можно представить следующей схе­мой: содержание (идея-образ) — функция (ведущая в многоаспектности назначения) — структура — материал — конструкция — форма.

4.3. Разработка эскизов и выполнение рельефа. «Гармония форм костюма и элементов среды» или гармонизированной струк­туры костюма. Формирование дизайн-продукта представляет со­бой анализ предпроектной ситуации, а также учет и оценку выяв­ленных факторов, проектирование-прогноз. Соответственно про­ектирование костюма как объекта дизайна есть процесс:

· определения целей и задач, функций костюма;

· анализа состояния и учета существующих достижений;

· проектирования костюма как системы оболочковой, многослой­ной, открытой для комбинаторики его частей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: