4.1. Основные этапы в развитии форм костюма.
4.1.1. Обертывание, накидывание (на плечи), надевание (через голову), плиссирование, драпирование.
Первобытное общество — биологическое выживание. Осознание человеком окружающей среды, средств выживания. Способ организации первой одежды — обертывание, накидывание (на плечи, на голову), использование элементов природы в качестве символов превосходства.
Древний мир — приобретение навыков формирования объектов среды, орудий производства. Способ организации одежды — накидывание (на плечи, на голову), надевание (через голову), ниспада-ние, обертывание. Отдельные виды наделяются символической функцией.
Античность — становление и укрепление государственности. Освоение закономерностей организации пространства, времени. В организации одежды Рима наряду с известными уже приемами появляется потребность в устойчивой форме и ритмической организации элементов (плиссировка тканей, организация оплечий и других украшений, наделяемых ритуально-символическим значением).
|
|
Греция продемонстрировала диалектическое единство статики и динамики в костюме, возможности драпирования и начало многослойной организации одежды.
Рим продемонстрировал завершение возможностей формообразования на уровне известных материалов и конструктивных решений, доведя их до совершенства.
4.1.2. Формирование одежды с помощью кроя.
Средние века. Формирование объектов среды, прежде всего культовых, основывается на сложных стоечно-балочных и арочных конструкциях, прочных строительных материалах. Сооружения возводились десятилетиями, преемственность в работе обеспечивалась предварительной разработкой чертежей. Чертежи кроя появились и в создании форм одежды, что дало возможность выполнять плотно облегающие формы. Общие пропорционально-ритмические решения объектов среды — устремленность вверх — отразились и на создании одежды.
4.1.3. Формирование одежды на каркасных конструкциях. Поя
вились элементы каркасной конструкции, позволившие удлинить
формы головных уборов и обуви. А в позднюю готику появился корсет — жесткая конструкция. В костюме утверждается вертикаль.
Эпоха Возрождения. Высокий уровень развития ремесел, науки. Социально-экономические условия способствовали пониманию человека как гармоничной личности, полноценно развитой и духовно, и физически (как в Греции). Это отразилось на формообразовании среды — утверждалась горизонталь (в отличие от готики), основательность. К костюму складывается отношение как к системе многослойной, с определенной функцией, определенным назначением. Костюм приобретает каркасную конструкцию — корсет, кринолин.
|
|
4.1.4. Формирование одежды как многослойной (взаимозависимой) оболочковой системы.
Новое время. В период барокко и рококо развитие наук, географические открытия, расширение рынков сбыта стимулировало развитие промышленности. Появились новые материалы и технологии в строительстве дворцовых и культовых комплексов, создании предметов быта и среды, новых текстильных материалов. Пышная праздность придворной жизни сопровождалась отточенной вычурностью форм одежды на каркасных конструкциях (вер-тюгад, панье, корсет), причесок, также включавших сложные конструкции, париков и всевозможных аксессуаров (веера, лорнеты, табакерки, зонтики, трости и пр.). «Рокальный завиток» рококо определял декоративное оформление интерьеров, костюма и даже манеры придворного этикета.
В XIX в. борьба за передел мира и сфер влияния привела не только к политическим и социально-экономическим изменениям. Произошла переоценка нравственных ценностей. Научные знания резко поколебали религиозные устои общества. aiпиитический подход в науке к явлениям природы коснулся и искусства. Происходит взаимопроникновение культур разных народов. Понятие «мода» из салонного превращается в регулятор общественных отношений, происходит смена форм одежды и костюма в целом и соответственно активизируется производство этой одежды. К концу XIX в. костюм освобождается от каркасных конструкций и формируется как система оболочковая, многослойная, допускающая варьирование элементов.
4.2. Некоторые закономерности стилеобразования. Сложившееся в эпоху Возрождения отношение к костюму как к системе частей одежды определенного назначения к началу XX в. получило дальнейшее развитие не только по назначению, но и по стилевому решению.
Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития. Стиль — структурное единство образной системы приемов художественного выражения. Стиль — способ формообразования, определенная связь отдельных элементов формы между собой (система внутренних связей между всеми компонентами творческого процесса: содержанием и формой, идеей, темой, сюжетом, пространственным построением, колоритом, техникой и приемами выполнения, материалом).
Стиль как метод творческой работы объединяет закономерности формообразования с конкретными методическими и техническими приемами отработки материала на основе какого-либо одного общего принципа: формовычетания или формосложения, тектоничности или атектоничности, графичности или живописности, пространственности или плоскостности. Именно поэтому стиль — обязательно синтез, целостность всех компонентов художественного произведения.
Стиль как конечный результат является художественным смыслом формы. Практически чаще модельеры занимаются стилизацией,
предполагающей наличие образца для подражания (темы, формы, элементов уже созданного ранее стиля). Предполагается подчинение формы художественного произведения условиям создания более широкого художественного ансамбля форм определенного стиля, куда это произведение входит на правах составной части (это декоративная стилизация). Современный дизайн решает задачи создания фирменного стиля, как правило, в коммерческих интересах.
Функция костюма (от лат. functio, т.е. исполнение, осуществление) — это роль, которую выполняет данный костюм в жизни человека и общества.
Содержание костюма — эмоционально выразительное соответствие всех свойств (характер материала, его цвет, форма и конструкция) выполняемой функции.
Форма костюма — внешнее выражение его пространственной организации (построенное™ — внутренней формы — структуры). Таким образом, дизайнерский метод решения объекта (в том числе и костюма) — процесс, приводящий к гармоничному равновесию функции, конструкции и формы. Это можно представить следующей схемой: содержание (идея-образ) — функция (ведущая в многоаспектности назначения) — структура — материал — конструкция — форма.
|
|
4.3. Разработка эскизов и выполнение рельефа. «Гармония форм костюма и элементов среды» или гармонизированной структуры костюма. Формирование дизайн-продукта представляет собой анализ предпроектной ситуации, а также учет и оценку выявленных факторов, проектирование-прогноз. Соответственно проектирование костюма как объекта дизайна есть процесс:
· определения целей и задач, функций костюма;
· анализа состояния и учета существующих достижений;
· проектирования костюма как системы оболочковой, многослойной, открытой для комбинаторики его частей.