Научно-технический прогресс дал возможность человеку продолжительно работать в экстремальных условиях: в космосе, морских глубинах, атмосфере высоких и низких температур и т.д. Компьютерная технология проникает во все сферы деятельности людей. Высокая степень автоматизации производства позволяет увеличивать выпуск продукции в десятки раз.
Последние разработки в науке, связанные с изучением состояния Земли, влияния космоса и, прежде всего, солнечной активности на нашу жизнь дают объяснение многим явлениям в природе: от цикличности ее развития до неотвратимых катастроф. В частности, доказана теория Т. В. Козловой (на основе теории А.И. Чижевского) цикличности в смене форм костюма, что дало возможность по-новому планировать деятельность ряда отраслей промышленности.
В последние десятилетия появилось широкое общественное движение, связанное с многоаспектным понятием «экология», имеющим непосредственное отношение к костюму как части предметного мира и как одному из результатов деятельности человека.
|
|
Социально-экономические условия формообразования костюма XX в. сформировали отличный от прежних эпох стиль жизни в результате:
· политических изменений в жизни общества;
· переделов сфер экономического влияния;
· бурного развития научно-технического прогресса;
· критического переосмысления культурного наследия;
· аналитических форм развития искусства.
Теперь статус современного человека определяют образованность, предприимчивость, ориентация в экономике общества. Нормы быта, упрощаясь под влиянием идей функционализма, вызвали к жизни объекты несложных форм (мебель, посуда, одежда), при этом используются новые материалы с новыми свойствами. Усиливающаяся дифференциация социальной жизни создает условия для культивирования роскоши: изысканных форм, уникальных материалов, изощренного оформления.
Современный костюм представляет собой многофункциональную и многочастную систему, открытую для комбинаторных решений, где изделия объединены стилевым решением и общностью колорита. И если относительная простота форм позволяет воспроизводить изделия в условиях промышленного производства, то их организация в систему костюма (комплектную или ансамблевую) решается в основном потребителем. Здесь-то и проявляются личностные (социально-этические и психофизические) качества человека.
Умение пользоваться выразительными средствами костюма способствует утверждению личности, ее реальных достижений или мнимых, сознательно выдаваемых за действительные. Поскольку устремления человека не всегда заканчиваются успехом, а свое реноме сохранить нужно, модельеры часто обращаются к эксклюзивным формам костюма.
|
|
XX век характерен становлением дизайнерской деятельности во всех областях жизни человека. Дизайн (англ. — design) — проектирование, тесно связанное с промышленным производством. Цель дизайна — создание эстетической конструкции. В функции дизайна входят: обеспечение технических параметров изделия; учет экономических возможностей и потребностей общества, экологических и эргономических требований, предъявляемых к изделию, а также социальных, в том числе и эстетических аспектов развития общества.
Социальная принадлежность в значительной степени определяет тип человека — носителя костюма, его образ. XX век — век мировых войн за передел мира, эпоха научно-технического прогресса, социальных преобразований, широкого движения за эмансипацию женщин — продемонстрировал разительные перемены в понимании функции человека в обществе (презентативной, поведенческой, образно-эмоциональной, внешнего вида). За это время неоднократно менялся тип модного человека, особенно женщины (типы женских фигур, типы осанок, модульная схема построения женской фигуры, модульность в организации основных форм костюма).
п