Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре, которая является формой творческой деятельности Играя, ребенок сочетает в в себе роль автора пьесы и актера, декоратора и техника В игре он познает мир, отношения, роли, поведение людей, моделирует межличностные отношения в нем, учится ориентироваться в различных сферах человеческой й жизнедеятельности, овладевает правилами и нормами жизни В игре происходит самопознание, осознание своего внутреннего мира, овладения первыми формами саморегуляциції.

В филогенезе и в онтогенезе ребенка расширяется осознаваемый ею мир, возникает необходимость участия в деятельности взрослых, для нее недоступна Тогда и возникает воображаемая ситуация, в которой малыш вроде оттуда творюе действия, поведение, отношения взрослых Такая деятельность является ролевой общестою.

Ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и обобщенно, в специально созданных игровых условиях воспроизводят их действия и отношения между ними

В ролевых играх дети используют различные игровые предметы, заменяющие реальные предметы деятельности взрослых Как феномен, ролевая игра является социальной по своей природе, происхождению и содержанию Она разворачивается, по утверждению Д Бльконина, от конкретной предметной действия в обобщенную ролевой действия есть ложкой, кормить ложкой куклу, как мама, - такой схематический путь к ролевой декабрягри.

В психическом развитии ребенка игре принадлежит особо важная роль Она формирует ее способность к произвольной деятельности и поведения, символических замен, саморегуляции, тренирует память, развивает восприятие, мыс слення, фантазию, способность к общению, волю В процессе игровой деятельности зарождаются и выделяются новые виды деятельности дошкольника Типичной для этого возраста является художественная деятельность, которая дифференцируется на рисование, лепка, конструирование, виг изготовлению аппликаций, танцы, занятия по музыке, слушания сказок, чтение стихов, драматизацию Рисование, лепка, изготовление аппликаций, конструирование продуктивна, направленной на получение кинцевог в продукта (рисунка, слепленной фигурки и т.д.) Деятельностьтю.

Детские рисунки имеют определенные особенности Чем разви-нениши у дошкольника восприятие, наблюдательность, чем шире запас его представлений, тем полнее и точнее он отражает в своем творчестве действительность, тем м богаче будут его рисунки-фантазии Эта деятельность не только связана с уровнем развития психических процессов, но и отражает уровень развития личности в целом В рисунке дошкольник не только обнаруживает р вены познания мира, но и выражает эмоциональное отношение к окружающему Попросив его нарисовать предметы, сюжеты по собственному вкусу, можно увидеть, что интересует, увлекает его, почему он предпочитает Наблюдая за тем, кого из членов семьи нарисует дошкольник первым, каких размеров персонажи рисунков, где размещает себя, какие цвета использует, можно в определенной степени выяснить атмосферу в семье, ста влення его до ближайших людилюдей.

В дошкольном возрасте начинают готовить ребенка к будущей трудовой жизни Прежде сосредотачиваются на формировании у нее таких психологических предпосылок будущей трудовой деятельности, как умение действовать в по обстоятельствам и требований других людей, проектировать свои действия, способность к самоконтролю и самооценке; произвольные движения руки; двигательные навыкии.

На этапе старшего дошкольного возраста происходит усложнение трудовой деятельности детей по объему, видам, содержанию, отношением к ней и направленностью Преобладает работа, связанная с самообслуживанием выполнением поручений взрослых, посильная помощь взрослым, изготовление саморобок.

В процессе игры, художественной деятельности, труда ребенок усваивает знания о себе, овладевает разнообразные навыки Однако усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта происходит только в п процессе организованной учебной деятельности Поскольку дошкольник вскоре станет школьником, основной деятельностью которого является обучение, необходимо подготовить его к этому Эта работа предусматриваетає:

- формирование умения осознанно выделять образ действий;

- овладение общими способами действий, позволяющих решать практические, познавательные задачи, выделять новые связи и отношения;

- развитие умения самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- овладение навыками контроля за способом выполнения действий и их оценки

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о целесообразности начинать подготовку к учебной деятельности по формированию умений контролировать и оценивать свои действия

Младшие дошкольники, как известно, имеют начальный уровень развития учебной деятельности их умственная деятельность еще не вполне осознанным процессом, поскольку, используя знания, умения, навыки они не нуждаются в них.

Дети среднего дошкольного возраста проявляют готовность к усвоению знаний, решения познавательных задач, непосредственно не связанных с условиями их жизни и игровой деятельностью В этом возрасте обучение ния обслуживает их практические потребностейи.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют способности к умственных и волевых усилий их уже не захватывают простые игры и игрушки, у них повышаются любознательность, интерес к знаниям и умственной деятельности те, появляется требовательность к себе и другим На этой основе формируется способность решать разнообразные познавательные задачи Это умение является важным критерием успешной учебной деятельности, оно дол нне сформироваться конце дошкольного периододу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: