Пустота предметов

Вкратце, предметы – это всё, включенное в пять совокупностей. Предметы пусты от бытия предметами, и это – «пустота предметов». (219)

Существует бессчетное количество предметов, о которых мы можем помыслить. Но в основном они включены в пять совокупностей: совокупность (элементов) формы, ощущения, различения, формирующих факторов, (первичного) сознания.

Если объединить их все в одно, то у нас получатся «предметы», и они все пусты. Так что полезно таким образом поразмышлять об этом.

Итак, эта первая пустота учит пустоте всего этого. Вторая – это пустота не-предметов.

Пустота не-предметов

Коротко говоря, не-предметы – это все необусловленные явления. Не-предметы пусты от бытия не-предметами, и это – «пустота не-предметов» (220)

Не-предметы, опять-таки, – это те три необусловленных явления (о которых шла речь выше): пространство; прекращение омрачений, которое возникает, когда есть мудрость, постигающая бессамостность, – такое прекращение, которое является чем-то, по природе не-существующим; и обычное прекращение, например, отсутствие быка, отсутствие слона, отсутствие змеи в этой комнате. Эти три – это необусловленные явления, не-предметы, говоря терминологически.

И не-предметы также пусты от бытия самими собой, они пусты от бытия не-предметами, и это – «пустота не-предметов».

Пустота самой природы (явлений)

Природа явлений – в том, что они не имеют сущности. Это называется «природой», – поскольку никто этого не создавал. Природа пуста от себя, и это – «пустота самой природы». (221)

Эта пустота имеет в точности то же значение, что и четвертая пустота. Если у нас есть привязанность к пустоте как пустоте, как к являющейся истинной природой явлений, тогда нам надо медитировать также о пустоте природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: