ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Цель: ознакомиться с методикой исследования самооценки личности; научиться определять количественное выражение уровня самооценки.
Оборудование: протокол самооценки личности, набор характеристик отдельных качеств личности, шкала одобрения, микрокалькуляторы.
Содержание работы
1. Повторите теоретический материал по вопросам:
а) Чем отличаются понятия «человек» и «личность»?
б) Какие вы знаете виды потребностей?
в) Что такое мотивация поведения?
г) В чем заключается сущность стремлений личности?
д) Что такое самооценка личности?
2. В табл. 1 приведен набор параметров, характеризующих личность. Рассмотрите качества личности с точки зрения их полезности, социальной значимости, желаемости. Оцените каждое из них в пределах от 20 до 1 балла. Оценку «20» поставьте в графе № слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желанным, полезным, значимым. Оценку «1» поставьте самому нежелательному качеству.
Теперь справа в графе №№, оценкой «20» оцените то качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой «1» - качество, характерное для вас в наименьшей степени.
Обработка полученных результатов.
1. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа, результат запишите в графе d.
2. Возведите d в квадрат и результат впишите в графу d 2.
3. Сложите все значения d2 и запишите внизу полученную сумму.
4. Определите коэффициент ранговой корреляции по формуле Спирмэна, используя микрокалькуляторы
Коэффициент корреляции выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в протоколе, и самооценкой тех же качеств у самого себя (см. с. 23).
5. Поставьте крестики (×) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников за определенное время (табл. 2). Сколько квадратов вы можете заполнить за 10 сек? Ответ занесите в верхнюю большую ячейку 1-го прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, подсчитайте количество поставленных элементов и отметьте в нижней большой ячейке 1-го прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы. На третьей – время выполнения задания уменьшается до 8 с.
6. Изучите особенности самооценки по шкале одобрения (табл. 3). Подчеркните соответствующий вашему поведению ответ.
7. Сформулируйте письменное заключение об особенностях самооценки, вытекающих из результатов опытов и относящихся лично к вам.