- Распределение студентов на малые группы по пять человек: в студенческой группе из 30 человек получится шесть малых групп. Каждому студенту в каждой малой группе присваивается порядковый номер от одного до пяти.
- Приготовленный заранее текст разбит на пять смысловых частей. Каждый студент в малой группе получает свою часть текста, над которой работает в течение 15–20 минут.
- Все студенты малых групп, имеющие порядковый номер 1, собираются в свою новую малую группу, вторые номера – в свою, третьи – в свою и т. д. (получается пять новых малых групп по шесть человек).
- В новых малых группах студенты разбиваются по парам (получается три пары) и обсуждают содержание текста. В случае необходимости студенты могут обращаться за помощью к преподавателю-эксперту. Этот этап продолжается 10–15 минут.
- Следующие 15 минут, разбившись в новых малых группах по новым парам, студенты продумывают способ преподавания своей изученной части текста коллегам из первой малой группы.
- Студенты возвращаются в первоначальные малые группы и преподают своим коллегам материал.
- Проводится небольшой письменный тест или фронтальный опрос.
Учебный турнир. Вариант 1
|
|
- На каждом занятии по итогам предыдущего проводятся соревновательные турниры между командами. Для этого организуются "турнирные столы" по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными).
- Каждой команде предлагается система заданий, дифференцированных по сложности и объему.
- Каждый «турнирный стол» выполняет свое задание.
- Преподаватель проверяет задания и оценивает студентов, определяя количество баллов независимо от уровня обученности студентов. Это означает, что слабые ученики имеют РАВНЫЕ шансы на успех для своей команды.
- Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.
Учебный турнир. Вариант 2
Турниры проводятся после изучения крупной учебной. В турнирном поединке встречаются учащиеся из разных команд с одинаковым уровнем учебных достижений
- Учащиеся из разных команд распределяются по уровню учебных достижений: сильные – первая подгруппа, средние – вторая подгруппа, слабые – третья подгруппа.
- Каждая подгруппа получает около тридцати пронумерованных карточек с вопросами, расположенных на столе в произвольном порядке в перевернутом виде.
- Каждый учащийся подгруппы поочередно выбирает карточку и отвечает на вопрос, записанный на ней. Отвечать можно как устно, так и письменно.
- Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру – по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов).
- В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи педагога. В среднем на каждого учащегося приходится по три карточки. Таким образом, педагогу необходимо подготовить к турниру около 90 карточек-вопросов трех уровней сложности.
- После турнира в подгруппах учащиеся возвращаются в свои команды и суммируют полученные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, признается победительницей.
Метод командной поддержки индивидуального обучения
|
|
Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе.
1. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией. Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки.
2. Преподаватель, в свою очередь, наблюдает за работой групп, а также поочередно разъясняет новый учебный материал группам, которые закончили работать над индивидуальными заданиями по предыдущему материалу.
3. Индивидуальные задания проверяются специально назначенными педагогом студентами – «экспертами» из разных групп. Они снабжаются листами-ответами для оперативной проверки индивидуальных работ. В это время учитель имеет возможность индивидуально работать с каждой малой группой. В конце курса подводится итог: сколько тем изучила каждая группа и каков суммарный учебный результат группы по индивидуальным заданиям.
Метод группового исследования
1. Команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всеми участниками.
2. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы.
3. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.
Метод «кооп-кооп»
Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. После того, как сформирован окончательный доклад команды, спикер группы сначала выступает с ним перед командой, и только потом (с учетом изменений и корректив, внесенных членами группы и педагогом) – перед всеми. Дополнительно к этому учащиеся выполняют индивидуальную самостоятельную работу по всей теме. Итоговая оценка группы включает как общий балл за доклад, так и индивидуальные баллы за самостоятельную работу.