Висячими называют мосты, в пролетных строениях которых главными несущими элементами являются растянутые, гибкие, криволинейные нити (цепи или кабели), поддерживающие с помощью подвесок балку жесткости и передающие усилия на пилоны (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Висячий мост
1 – подвеска; 2 – нить; 3 – оттяжка; 4 – анкерная опора; 5 – пилон; 6 – балка жесткости;
6’ – ферма жесткости; d – панель; f – стрела провисания кабеля; h – высота балки (фермы) жесткости;
Hпл – высота пилона; L – пролет моста
Вантовыми называют мосты, пролетные строения которых состоят из балок жесткости и поддерживающих их растянутых, гибких, прямолинейных элементов – вант, закрепленных на пилонах (рис. 2.2). Термин ванты (want) заимствован из голландского языка: так называли специальные канатные конструкции для крепления мачт и парусной оснастки морских судов
Рис. 2.2. Вантовый мост
1 – оттяжка; 2 – подвеска; 3 – ванты; 4 – анкерная опора; 5 – пилон; 6 – балка жесткости;
L – главный пролет моста; L1 – боковой пролет моста
|
|
Общим для висячих и вантовых мостов является наличие балки или фермы жесткости, пилонов, оттяжек, анкерных опор и подвесок. Отличием их является форма основного несущего элемента: если это криволинейная нить – мост висячий, если прямолинейные ванты – мост вантовый.
Нити и ванты работают только на растяжение и представляют собой гибкие элементы, однако в некоторых случаях ванты могут быть жесткими.