Божественные воплощения

Основной темой пуранической литературы Ин­дии является доктрина аватаров, или воплощений божеств. Согласно этой концепции, бог Вишну вре­мя от времени воплощается в человека, чтобы спа­сти своих созданий от зла или опасности. В течение нынешней кальпы*, или мирового периода, девять из десяти главных воплощений Вишну уже произо­шли, а десятое, называемое аватарой на белом коне, еще предстоит.

В каждом из божественных воплощений Вишну, принимая телесную форму, совершает героическое деяние. Выполнив свою миссию, бог не умирает в принятом смысле этого слова, а возвращается в свое истинное состояние и с высоты этого положения продолжает творить добро, чтобы сохранить свои со­здания.

Индусский ум усматривает в идее божественного воплощения гарантию безопасности и увековечива­ние добродетелей. В «Бхагавадгите» в уста Кришны, восьмого аватары Вишну, вложены такие слова: «Вся­кий раз, когда справедливость угасает, а несправед­ливость набирает силу, воплощаю я себя в матери­альную форму. Для защиты праведника и уничто­жения злодея и для должного утверждения закона справедливости являюсь я из века в век».

Между индусским Кришной и сирийским Хрис­том существует много важных аналогий. Оба появи­лись на свет в результате непорочного зачатия; оба

бежали из своей страны, чтобы спастись от злодея царя, уничтожавшего первенцев в своем царстве; каждый из них был пастухом, по крайней мере, в символическом смысле; обоих обожествили и счита­ли посредниками между верховным Богом и его зем­ными детьми.

Вся Индия считала Будду Гаутаму девятым ава­тарой, и это убеждение послужило связующим зве­ном между брахманизмам и буддизмом. Феномен возникновения и расцвета буддизма был слишком значителен, чтобы с ним не считаться, и святость личности Будды была признана многими восточны­ми культами самых разных направлений.

Свидетельства поклонения аватарам можно об­наружить в Китае, где император считается Сыном Неба, наделенным властными полномочиями свое­го отца; в Японии, где особа императора считается божественной; в Египте, где верили, что фараоны осенены различными богами; в Греции, где языче­ские божества обретали форму и разгуливали среди людей; в Риме, где сам император приобретал боже­ственность вместе с порфирой*. У скандинавов, у которых Один и другие представители пантеона в разных обличьях бродили по земле, и среди мекси­канцев и индейцев Центральной Америки, которые почитали Кецалькоатля как воплощение духа плане­ты Венеры.

Поклонение аватарам возникло в различных ре­лигиях в результате обожествления их основателей, это особенно очевидно в христианстве, различные церковные соборы и синоды которого в конце кон­цов приняли решение, что Христос тождествен свое­му Отцу и что, следовательно, Бог действительно воплотился в Христа и жил среди людей.

Аватару, однако, не следует рассматривать как пе­ревоплощающуюся сущность. Его не возвращают в мир живых из-за личного несовершенства или чтобы реализовать какой-нибудь закон эволюции. На­оборот, воплощение — это жест божественной ми­лости; божество, приобретая скромные человеческие возможности и размеры, становится учителем, жре­цом, принцем или генералом, чтобы возвысить по­ложение своего избранного народа. Следовательно, можно заключить, что в принципе и по существу вера в аватар отвергает законы перевоплощения и кармы, утверждая фактор милости или спасения. При помощи аватары люди поднимаются до высоко­го положения, которого они не заслужили. В случае Христа божественное воплощение вылилось в уче­ние о прощении греха, в убеждение, попирающее все принципы неподкупности Вселенной.

Как только утверждается доктрина заступниче­ства, так сразу же компрометируется неподкупность Вселенной. Перевоплощение и карма как учения должны истолковываться как всеобщие, объектив­ные и непреложные законы, иначе их смысл полно­стью уничтожается. В философии даже Богу не доз­волено чинить препятствия действиям его собствен­ных созданий. Однако далекие от философии люди, не нашедшие в себе смелости посмотреть в лицо не­преложному закону, измыслили сложнейшую струк­туру уловок, компромиссов и причудливых образов, которая с течением веков превратилась в то, что именуется теологией, большая часть которой явля­ет собой памятник невежеству и наглости.

Но как же тогда убежденному стороннику теории перевоплощения и кармы интерпретировать доктри­ну аватар? Универсальная жизнь, которая пронизы­вает все части космической системы, безусловно, не может сжаться до уровня и пропорций слабого че­ловеческого существа. Фактически аватара — это закономерный результат действия законов перево­площения и кармы. Провидец, мудрец, пророк и святой — это продукты нормальной эволюции. Посвятив себя познанию истин жизни, некоторые сущ­ности достигли гораздо большего развития, чем ос­тальные. И это более высокое развитие, более пол­ное знание создает в результате соответствующее превосходство над менее развитыми или менее при­верженными истине. Платон был отнюдь не чудом, а доказательством действия закона. Будда представ­лял собой не сверхъестественное существо, снизо­шедшее из некоего неземного состояния, чтобы в течение какого-то времени жить среди людей; он — продукт Закона, действие которого в человеческой жизни направлено на совершенствование и просве­щение человека. В таком случае аватара фактически является старшим братом, тем, кто ушел раньше, ус­воил урок и, исчерпав жизненный опыт, продолжа­ет воплощаться с единственной целью — служить другим и наставлять их.

Конечная и благороднейшая цель, к которой стре­мятся люди, есть разумная полезность. Познав на опыте самого себя, мудрец рождается заново как учитель остальных людей. Завоевав мир, он возвра­щается к жизни как духовный завоеватель мира. Он не более загадочен или необычен, чем великий скри­пач, великий врач или великий художник, который, веками применяя на практике свой талант, ныне возвышается над своими современниками, занимая исключительное положение среди людей Земли.

Вера в то, что Бог воплощается в конкретных личностях, объясняется тем обстоятельством, что бо­жественность в большей мере проявляется в мире через духовных лидеров определенного, высшего ти­па. Чем в большей степени такой человек владеет истиной, тем больше он проявляет божественность. Великий учитель мира, обретя гораздо большую бо­жественность, чем остальные, менее развитые смерт­ные, признается воплощением божества, потому что в нем более очевидны истины и законы жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: