6. Для эскимоса... в выбранную им семью. — Здесь описываются обычаи северных народов начала двадцатого века.
11. Афанасий Кирхер (1601 — 1680) — профессор математики и еврейского языка в Вюрцбурге, потом в Авиньоне и, наконец, в Риме, очень много труда посвятил изучению древнего Египта, занимался историей, географией и археологией древней Италии. Ему приписывается изобретение зажигательного стекла и «волшебного фонаря».
12. Феноменальный — воспринимаемый чувствами.
14. Это колесо отображает... только благодаря просвещению. — Такая трактовка отличается от общепринятой. Обычно этому символу придается значение Колеса Закона (Дхармы), повороты этого Колеса обозначают этапы осуществления Буддой его учения. Восемь спиц символизируют благородный восьмеричный путь: правильное понимание, правильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильная концентрация. В буддийской иконографии круговорот существований символизируется Колесом Жизни (Бхава-чакрой) и имеет наглядное, отработанное в деталях и чрезвычайно впечатляющее воплощение. Кроваво-красное чудовище, материализованный символ неутоленных желаний и неизбежной расплаты за них, крепко держит в пасти и лапах Колесо Жизни. Последнее выглядит как четыре концентрических круга, поле каждого из них заполнено весьма реалистическими изображениями, выступающими как символы определенных религиозно-философских идей. Более подробное его описание см. в главе «Повторно рождающиеся ламы Тибета».
21. Зенд-Авеста {букв, текст с комментариями) — общее название священных книг парсов. Она состоит из двух частей. В первую часть входят книги: 1) «Вендидад» (букв, закон против демонов), содержащая правила физического и нравственного очищения. Книга разбита на главы — фаргарды, часть из которых посвящена описанию земной эволюции и образованию Земли. Читается во время ночных богослужений; 2) «Висперед» (богослужение всех глав), читаемая главным образом во время празднования гахамбаров и в Ноуруз; 3) «Ясна» (букв, богослужение), составленная из литаний, как и «Висперед», и из пяти гимнов, или гат. Вторая часть Зенд-Авесты называется Хорда-Авеста (малая Авеста) и состоит из гат.
23. Будда-Гайя (ныне Бодх-Гайя) — место близ Сар-натха, где, согласно буддийской традиции, Сид-дхартха Гаутама, не удовлетворенный аскетизмом как методом достижения истины, предался размышлениям и созерцанию. В результате на него снизошло «просветление», то есть он стал Буддой. Священное место для буддистов и индусов.
...императора Ашоки, этого Константина буддизма — здесь проводится параллель между царствованиями Ашоки (268—231 до н.э.), правителя империи Маурьев, при котором начался расцвет буддизма в Индии, и римского императора Константина I Великого (ок. 285—337), с именем которого связан поворот со стороны императорской власти к признанию христианства и последующему его превращению в государственную религию.
28. Падмасамбхава (букв. Рожденный из Лотоса, вт. пол. VIII в.) — выходец из Индии, основатель тантрической секты «красных шапок», одной из крупнейших в тибетском буддизме.
34. Дзен — японская транслитерация китайского термина чань, который, в свою очередь, представляет собой часть китайской транслитерации (чань-на) санскритского слова дхьяна — «созерцание», «медитация».
40. Бэйцзин — название, которое носил Пекин в 1368-1421 и 1928-1949 гг.; в переводе означает «умиротворенный север».
43. Сукхавати (санскр., счастливая страна) — в буддийской мифологии прекрасная страна, созданная умственным усилием будды Амитабхи для ускорения пути существ в нирвану. Круговорот существ там происходит лишь в двух классах — богов и людей. Все обитатели этой страны — бодхисатвы, рожденные из лотоса и там же достигающие нирваны.
45. ...Бхавачакры, или Колеса Закона — здесь неточность, см. прим. к стр. 12. Бхавачакра (санскр., бха-ва — возникновение, бытие, чакра — колесо) — Колесо Жизни.
49. Эфалид — в греческой мифологии сын Гермеса и Эвполемии, дочери фессалийского героя Мир-мидона, глашатай аргонавтов. Гермес дал Эфалиду свой скипетр и память, которую тот не утратил в аиде, после смерти душа его один день проводила в загробном царстве, другой — на земле.
50. Патрокл — сын одного из аргонавтов Менетия, соратник и друг Ахилла в Троянской войне. Описанию его подвигов посвящена 16-я книга «Илиады».
Атрид — сын Атрея, царя аргосского и микенского, в данном случае — Менелай. 53. Гимнософисты — название, данное эллинскими авторами нищенствующим монахам Индии, которые удалялись в леса, чтобы путем аскезы приобрести сверхчеловеческие знания и мистические силы.. 54. Академия — философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э.
...одна ее часть... удалилась на гаревую дорожку. — Здесь неточность: именно школа перипатетиков, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э., называлась Ликей.
54. Перипатерики (греч., peripatetikos — совершаемый во время прогулки) — название происходит от метода преподавания в философской школе Аристотеля: обучение обычно происходило во время прогулок.
57. Кембриджские платоники — мистическое направление в философии второй половины XVII-XVIII вв., центром которого был Кембриджский университет в Англии.
63. Сабеизм — древняя релилия Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил; название произошло от имени аравийского племени сабеев, у которых впервые зародился этот культ.
Декан — треть знака зодиака.
Астролатрия (греч., aster — звезда, latreia — служение, почитание) — поклонение звездам, планетам и другим небесным телам.
64. Халифат — система мусульманской феодальной теократии, распространенное название арабо-му-сульманского государства, созданного в VII в.
Бабизм — учение бабидов, крупного религиозно-политического движения в Иране серед. XIX в., основоположником которого являлся Сайд Али-Мухаммад Ширази Баб (1819—1847). Согласно Бабу и его последователям, история развивается циклично, причем для каждой эпохи бог через нового пророка устанавливает свои законы; каждое из божественных откровений относится лишь к определенному этапу развития человеческого общества.
Друзы — этноконфессиональная мусульманская община, возникшая в Египте при халифе ал-Хаки-ме (996—1021), а затем распространившаяся на территории Ливана и Западной Сирии, где приобрела значительное политическое влияние. Название восходит к имени родоначальника учения Мухаммада ал-Дарази (ум. около 1019 г.).
68. Вульгата — перевод Библии на латинский язык, выполненный Иеронимом в 384-405 гг. и утвержденный западной церковью на Тридентском соборе, существующий и поныне с немногими изменениями.
70. «Официальный вариант» — английский перевод Библии, сделанный в 1611 г. и одобренный королем Яковом.
72. Фарисеи (др.-евр., отделившиеся) — представители религиозно-общественного течения в Иудее, существовавшее со II в. до н.э. до конца II в. н.э. Фарисеи выражали интересы средних слоев населения, настаивали на строгом соблюдении предписаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. Евангелия называют фарисеев лицемерами, отсюда переносное значение слова «фарисей» — лицемер, ханжа.
Терапевты — согласно Е.П.Блаватской, школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Филон (Иудей) Александрийский называет их «слугами бога» и «созерцательными эллинизированными иудеями». Место их расселения — окрестности Мареотидского озера. Они не признавали рабства, отказывались от собственности, проповедовали пацифизм. Основная добродетель, с точки зрения терапевтов — воздержание, в соответствии с этим в общине строго поддерживалось безбрачие.
Ессеи — члены иудейской секты. Образовывали общины, в которых, как правило, отсутствовала частная собственность, осуждалось рабство, обязательным был физический труд, в ряде общин запрещалась торговля. По свидетельству Плиния Старшего ессеи жили уединенно, среди них не было женщин, они отвергали плотскую любовь.
Назорей (евр., назир — букв, отделенный или посвященный [Богу]) — человек, давший Богу (постоянный или временный) обет чистоты: целомудрия, воздержания от вина (и всего виноградного), включавший также отказ от стрижки волос. Таким образом Назорей считал себя отрешенным от мира и посвященным лишь Господу.
72. Гебры — поклонники огня, последователи Заратустры.
80. Серапис — верховный бог народов эллинистического Египта, синкретический бог, сочетавший в себе черты Осириса, Аписа, Зевса, Плутона, Диониса и Аттиса.
89. Св. Павел — апостол, выходец из колена Вени-аминова. Гражданин Рима, сначала он был фарисеем, но принял христианство, стал одержим мессианской страстью распространения учения Христа. В силу сложившихся обстоятельств Павел не до конца порвал с иудаизмом и явился как бы связующим звеном двух религий.
95. Этот составитель альманаха — имеется в виду «Альманах бедного Ричарда», сборник афоризмов и парадоксов Б.Франклина, писавшего под псевдонимом Бедный Ричард.
98. Эдуард Бернетт Тэйлор (1832-1917) — английский этнограф, исследователь первобытной культуры, вместе со Спенсером был основателем эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Создатель анимистической теории происхождения религии, по которой источник религии заложен в психологической деятельности индивидов.
100. ...примерно два миллиарда... сущностей составляют население земли — имеется в виду численность населения Земли в 1939 году.
119. Кливаж (фр., clivage, расслаивание) — расщепление горных пород густой сетью трещин на тонкие пластины и призмы.
126. Кальпа {санскр.) — период мирового цикла, состоящий из «дня» и «ночи» Брамы, т.е. проявления физической Вселенной и ее растворения в абсолюте.
127. Порфира — длинная, обычно пурпурного цвета мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях; один из символов власти монарха.
150. Аменти — одно из названий подземного царства мертвых в древнеегипетской мифологии.
Крипта — в Древнем Риме сводчатое подземное помещение, в западно-европейской средневековой архитектуре часовня под храмом, служившая для погребения.
189. Чела (санскр., дитя) — ученик духовного учителя (гуру).
194. Сады Аарру — повидимому, здесь имеются в виду «поля Иалу» — страна блаженных, куда, согласно египетской мифологии, уходили души умерших.
Вальхалла (др.-исл., чертог убитых) — небесная обитель павших храбрецов, наслаждающихся вечным пиром, пятисотвратный «зал благословенных героев», озаряемый вместо огненных светильников блеском мечей.
Сейчем — вождь в некоторых индейских племенах.
195. Сиддха (санскр., совершенный) — в индийской традиции человек, достигший совершенства и владеющий восемью сверхъестественными способностями.
Сиддхи (санскр., качества совершенства) — феноменальные силы, обретаемые йогами благодаря святости. К ним относятся способности делаться бесконечно малым или большим, легким или тяжелым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, достигать желаемого силой мысли, подчинять себе время и вещи, управлять событиями, происходящими в мире.
Манвантара (санскр.) — в индуизме период мирового проявления, в противоположность пралайе (растворению, или покою), одна четырнадцатая Дня Брамы, составляющего около 4 320 000 000 солнечных лет.