Примечания

6. Для эскимоса... в выбранную им семью. — Здесь описываются обычаи северных народов начала двад­цатого века.

11. Афанасий Кирхер (1601 — 1680) — профессор ма­тематики и еврейского языка в Вюрцбурге, потом в Авиньоне и, наконец, в Риме, очень много труда посвятил изучению древнего Египта, занимался историей, географией и археологией древней Ита­лии. Ему приписывается изобретение зажигатель­ного стекла и «волшебного фонаря».

12. Феноменальный — воспринимаемый чувствами.

14. Это колесо отображает... только благодаря про­свещению. — Такая трактовка отличается от обще­принятой. Обычно этому символу придается значе­ние Колеса Закона (Дхармы), повороты этого Ко­леса обозначают этапы осуществления Буддой его учения. Восемь спиц символизируют благородный восьмеричный путь: правильное понимание, пра­вильное стремление, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жиз­ни, правильные усилия, правильная концентрация. В буддийской иконографии круговорот сущест­вований символизируется Колесом Жизни (Бхава-чакрой) и имеет наглядное, отработанное в деталях и чрезвычайно впечатляющее воплощение. Крова­во-красное чудовище, материализованный символ неутоленных желаний и неизбежной расплаты за них, крепко держит в пасти и лапах Колесо Жизни. Последнее выглядит как четыре концентрических круга, поле каждого из них заполнено весьма реа­листическими изображениями, выступающими как символы определенных религиозно-философских идей. Более подробное его описание см. в главе «Повторно рождающиеся ламы Тибета».

21. Зенд-Авеста {букв, текст с комментариями) — общее название священных книг парсов. Она со­стоит из двух частей. В первую часть входят книги: 1) «Вендидад» (букв, закон против демонов), содер­жащая правила физического и нравственного очи­щения. Книга разбита на главы — фаргарды, часть из которых посвящена описанию земной эволюции и образованию Земли. Читается во время ночных богослужений; 2) «Висперед» (богослужение всех глав), читаемая главным образом во время празд­нования гахамбаров и в Ноуруз; 3) «Ясна» (букв, бо­гослужение), составленная из литаний, как и «Вис­перед», и из пяти гимнов, или гат. Вторая часть Зенд-Авесты называется Хорда-Авеста (малая Аве­ста) и состоит из гат.

23. Будда-Гайя (ныне Бодх-Гайя) — место близ Сар-натха, где, согласно буддийской традиции, Сид-дхартха Гаутама, не удовлетворенный аскетизмом как методом достижения истины, предался раз­мышлениям и созерцанию. В результате на него снизошло «просветление», то есть он стал Буддой. Священное место для буддистов и индусов.

...императора Ашоки, этого Константина буд­дизма — здесь проводится параллель между цар­ствованиями Ашоки (268—231 до н.э.), правителя империи Маурьев, при котором начался расцвет буддизма в Индии, и римского императора Кон­стантина I Великого (ок. 285—337), с именем ко­торого связан поворот со стороны императорской власти к признанию христианства и последующему его превращению в государственную религию.

28. Падмасамбхава (букв. Рожденный из Лотоса, вт. пол. VIII в.) — выходец из Индии, основатель тант­рической секты «красных шапок», одной из круп­нейших в тибетском буддизме.

34. Дзен — японская транслитерация китайского термина чань, который, в свою очередь, представляет собой часть китайской транслитерации (чань-на) санскритского слова дхьяна — «созерцание», «медитация».

40. Бэйцзин — название, которое носил Пекин в 1368-1421 и 1928-1949 гг.; в переводе означает «умиротворенный север».

43. Сукхавати (санскр., счастливая страна) — в буд­дийской мифологии прекрасная страна, созданная умственным усилием будды Амитабхи для ускоре­ния пути существ в нирвану. Круговорот существ там происходит лишь в двух классах — богов и лю­дей. Все обитатели этой страны — бодхисатвы, рож­денные из лотоса и там же достигающие нирваны.

45. ...Бхавачакры, или Колеса Закона — здесь неточ­ность, см. прим. к стр. 12. Бхавачакра (санскр., бха-ва — возникновение, бытие, чакра — колесо) — Колесо Жизни.

49. Эфалид — в греческой мифологии сын Герме­са и Эвполемии, дочери фессалийского героя Мир-мидона, глашатай аргонавтов. Гермес дал Эфалиду свой скипетр и память, которую тот не утратил в аиде, после смерти душа его один день проводила в загробном царстве, другой — на земле.

50. Патрокл — сын одного из аргонавтов Менетия, соратник и друг Ахилла в Троянской войне. Описа­нию его подвигов посвящена 16-я книга «Илиады».

Атрид — сын Атрея, царя аргосского и микен­ского, в данном случае — Менелай. 53. Гимнософисты — название, данное эллинскими авторами нищенствующим монахам Индии, кото­рые удалялись в леса, чтобы путем аскезы приобре­сти сверхчеловеческие знания и мистические силы.. 54. Академия — философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э.

...одна ее часть... удалилась на гаревую дорожку. — Здесь неточность: именно школа перипатетиков, основанная Аристотелем в 335 г. до н.э., называ­лась Ликей.

54. Перипатерики (греч., peripatetikos — совершае­мый во время прогулки) — название происходит от метода преподавания в философской школе Ари­стотеля: обучение обычно происходило во время прогулок.

57. Кембриджские платоники — мистическое на­правление в философии второй половины XVII-XVIII вв., центром которого был Кембриджский университет в Англии.

63. Сабеизм — древняя релилия Месопотамии, Ара­вии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил; название произошло от имени аравийского племени сабеев, у которых впервые зародился этот культ.

Декан — треть знака зодиака.

Астролатрия (греч., aster — звезда, latreia — слу­жение, почитание) — поклонение звездам, плане­там и другим небесным телам.

64. Халифат — система мусульманской феодальной теократии, распространенное название арабо-му-сульманского государства, созданного в VII в.

Бабизм — учение бабидов, крупного религиоз­но-политического движения в Иране серед. XIX в., основоположником которого являлся Сайд Али-Мухаммад Ширази Баб (1819—1847). Согласно Ба­бу и его последователям, история развивается цик­лично, причем для каждой эпохи бог через нового пророка устанавливает свои законы; каждое из бо­жественных откровений относится лишь к опреде­ленному этапу развития человеческого общества.

Друзы — этноконфессиональная мусульманская община, возникшая в Египте при халифе ал-Хаки-ме (996—1021), а затем распространившаяся на тер­ритории Ливана и Западной Сирии, где приобрела значительное политическое влияние. Название вос­ходит к имени родоначальника учения Мухаммада ал-Дарази (ум. около 1019 г.).

68. Вульгата — перевод Библии на латинский язык, выполненный Иеронимом в 384-405 гг. и утвержденный западной церковью на Тридентском соборе, существующий и поныне с немногими из­менениями.

70. «Официальный вариант» — английский перевод Библии, сделанный в 1611 г. и одобренный коро­лем Яковом.

72. Фарисеи (др.-евр., отделившиеся) — представи­тели религиозно-общественного течения в Иудее, существовавшее со II в. до н.э. до конца II в. н.э. Фарисеи выражали интересы средних слоев насе­ления, настаивали на строгом соблюдении предпи­саний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отноше­нии эллинистической культуры, отличались показ­ным благочестием. Евангелия называют фарисеев лицемерами, отсюда переносное значение слова «фарисей» — лицемер, ханжа.

Терапевты — согласно Е.П.Блаватской, школа эзотериков, которая являлась внутренней группой в александрийском иудаизме, а не «сектой», как принято считать. Филон (Иудей) Александрийский называет их «слугами бога» и «созерцательными эл­линизированными иудеями». Место их расселения — окрестности Мареотидского озера. Они не приз­навали рабства, отказывались от собственности, проповедовали пацифизм. Основная добродетель, с точки зрения терапевтов — воздержание, в соответ­ствии с этим в общине строго поддерживалось без­брачие.

Ессеи — члены иудейской секты. Образовывали общины, в которых, как правило, отсутствовала ча­стная собственность, осуждалось рабство, обяза­тельным был физический труд, в ряде общин за­прещалась торговля. По свидетельству Плиния Старшего ессеи жили уединенно, среди них не бы­ло женщин, они отвергали плотскую любовь.

Назорей (евр., назир — букв, отделенный или посвященный [Богу]) — человек, давший Богу (по­стоянный или временный) обет чистоты: целомуд­рия, воздержания от вина (и всего виноградного), включавший также отказ от стрижки волос. Таким образом Назорей считал себя отрешенным от мира и посвященным лишь Господу.

72. Гебры — поклонники огня, последователи Заратустры.

80. Серапис — верховный бог народов эллинистиче­ского Египта, синкретический бог, сочетавший в себе черты Осириса, Аписа, Зевса, Плутона, Дио­ниса и Аттиса.

89. Св. Павел — апостол, выходец из колена Вени-аминова. Гражданин Рима, сначала он был фарисе­ем, но принял христианство, стал одержим месси­анской страстью распространения учения Христа. В силу сложившихся обстоятельств Павел не до конца порвал с иудаизмом и явился как бы связу­ющим звеном двух религий.

95. Этот составитель альманаха — имеется в виду «Альманах бедного Ричарда», сборник афоризмов и парадоксов Б.Франклина, писавшего под псевдо­нимом Бедный Ричард.

98. Эдуард Бернетт Тэйлор (1832-1917) — англий­ский этнограф, исследователь первобытной культу­ры, вместе со Спенсером был основателем эволю­ционной школы в истории культуры и этнографии. Создатель анимистической теории происхождения религии, по которой источник религии заложен в психологической деятельности индивидов.

100. ...примерно два миллиарда... сущностей состав­ляют население земли — имеется в виду числен­ность населения Земли в 1939 году.

119. Кливаж (фр., clivage, расслаивание) — расщеп­ление горных пород густой сетью трещин на тон­кие пластины и призмы.

126. Кальпа {санскр.) — период мирового цикла, со­стоящий из «дня» и «ночи» Брамы, т.е. проявления физической Вселенной и ее растворения в абсолюте.

127. Порфира — длинная, обычно пурпурного цве­та мантия, надеваемая монархами в торжественных случаях; один из символов власти монарха.

150. Аменти — одно из названий подземного цар­ства мертвых в древнеегипетской мифологии.

Крипта — в Древнем Риме сводчатое подземное помещение, в западно-европейской средневековой архитектуре часовня под храмом, служившая для погребения.

189. Чела (санскр., дитя) — ученик духовного учи­теля (гуру).

194. Сады Аарру — повидимому, здесь имеются в виду «поля Иалу» — страна блаженных, куда, со­гласно египетской мифологии, уходили души умер­ших.

Вальхалла (др.-исл., чертог убитых) — небесная обитель павших храбрецов, наслаждающихся веч­ным пиром, пятисотвратный «зал благословенных героев», озаряемый вместо огненных светильников блеском мечей.

Сейчем — вождь в некоторых индейских племе­нах.

195. Сиддха (санскр., совершенный) — в индийской традиции человек, достигший совершенства и вла­деющий восемью сверхъестественными способно­стями.

Сиддхи (санскр., качества совершенства) — фе­номенальные силы, обретаемые йогами благодаря святости. К ним относятся способности делаться бесконечно малым или большим, легким или тяже­лым, мгновенно перемещаться в любую точку про­странства, достигать желаемого силой мысли, под­чинять себе время и вещи, управлять событиями, происходящими в мире.

Манвантара (санскр.) — в индуизме период ми­рового проявления, в противоположность пралайе (растворению, или покою), одна четырнадцатая Дня Брамы, составляющего около 4 320 000 000 со­лнечных лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: