Вместо предисловия

Мэнли Пальмер Холл

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ

Вместо предисловия

Определение терминов

Перевоплощение в древней Индии

Будда - «Свет Азии»

Предыдущие жизни Будды

Повторно рождающиеся ламы Тибета

Метемпсихоз и греческая философия

Закон повторного рождения в Китае и Японии

Перевоплощение в исламе

Перевоплощение в Ветхом Завете

Перевоплощение в Новом Завете

Отцы Церкви начала христианства о перевоплощении

Повторное рождение в современном христианском мире

Современные сторонники идеи перевоплощения

Цикл необходимости

Перевоплощение в животном мире

Перевоплощение в растительном мире

Перевоплощение в минеральном царстве

Повторно рождающиеся нации и расы

Божественные воплощения

Парные души

Памяти о прошлых жизнях

Шанти Дэви

Состояние после смерти

Законы, управляющие перевоплощением

Самоубийство

Судьба или свободная воля?

Загадка гениальности

Прощение греха или карма?

Дисциплины освобождения

Нирвана

Примечания

Книга посвящена одному из наиболее известных и привлекающих наибольшее внимание аспектов оккультной доктрины — перевоплощению индивидуальности. Выдающийся американский исследователь М. П. Холл, известный лектор, автор более чем 150 книг и эссе, излагает взгляды различных духовных учений (буддизма, индуизма, ислама, иудаизма и христианства) на концепцию перевоплощений, выделяя общие для всех этих религий положения. Особое значение этой работе придает тщательный отбор материала для исследования, и ссылки на специалистов, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах познания.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Цель этой книги — пробудить интерес к изучению доктрины перевоплощения как наиболее разумного объяснения тайны жизни. На эту тему уже имеется весьма обширная литература, а в будущем появятся и другие книги. До недавнего времени подобные труды не были достаточно распространены, так что широкая публика до сих пор ничего не знает об этом важнейшем из всех философском учении.

Законы перевоплощения и кармы представляются мне единственным решением насущной проблемы бессмысленности человеческой судьбы. Как выразился один знаменитый востоковед: «Только знание о постоянных повторных рождениях одной и той же индивидуальности на протяжении всего жизненного цикла... способно объяснить нам загадочную проблему добра и зла и примирить человека с кажущейся ужасающей несправедливостью жизни. Ничто, кроме подобной определенности, не может утихомирить наше бунтующее чувство справедливости. Ибо когда кто-нибудь не знакомый с этой величественной доктриной оглядывается вокруг и замечает несправедливое распределение рождения и судьбы, ума и способностей, когда он видит, какие почести воздаются глупцам и развратникам, которых фортуна осыпает своими милостями просто в силу привилегии рождения, тогда как их ближайший сосед со всем своим умом и превосходными качествами, гораздо более достойный во всех отношениях, погибает от нужды и недостатка сострадания и, видя все это, вынужден отворачиваться, будучи не в силах облегчить незаслуженное страдание, когда в его ушах звучат раздающиеся вокруг и разрывающие его сердце вопли невыносимой муки, только благословенное знание того, что есть карма, не дает ему проклясть жизнь и людей, а заодно и их предполагаемого создателя»1.

1 Е.П.Блаватская.

Перевоплощение — это не что иное, как закон эволюции в приложении к раскрывающемуся сознанию индивидуума. Всякий рост и развитие свидетельствуют о совершенствовании той невидимой божественной силы, которая и является причиной любого физического роста и развития. Все во вселенной вырастает, пройдя опыт бытия. Почему же человек должен оставаться в неведении относительно своего участия в этом вечном росте? Почему он должен быть связанным по рукам и ногам догмами страха и сомнения, сотворенными людьми образами в сотворенном Богом мире?

Идея перевоплощения, как и подобает любому широко распространенному верованию, излагалась по-разному, в соответствии с духовным развитием и умственными способностями ее толкователей. Очевидно, что концепция эскимоса будет отличаться меньшей философской глубиной и обстоятельностью, чем предложенная каким-нибудь великим индийским ученым. Оба сходятся в главном, но каждый трактует этот закон сообразно сфере собственных переживаний.

Для эскимоса, жизнь которого полна опасностей, то, что от старых и слабых нужно избавляться, является законом. Поэтому стареющий человек обычно присматривает подходящую семью, чтобы родиться в ней снова. Выбрав чету молодоженов, он отправляется к ним и спрашивает у них разрешения стать их первенцем. Если он хороший и уважаемый человек, то они чаще всего дают свое согласие. Тогда престарелый человек покидает стойбище и, удалившись на некоторое расстояние, совершает самоубийство, чтобы его душа смогла войти в выбранную им семью*.

Друиды, населявшие древнюю Британию и Галлию, оставили еще более значительное, на наш современный практический взгляд, свидетельство своей веры. В Британском музее хранятся расписки и другие документы юридического характера, свидетельствующие, что эти люди нередко занимали деньги под обещание вернуть долг в будущей жизни.

И у американских индейцев тоже можно обнаружить признаки веры в перевоплощение. Когда северо-западные индейцы отправлялись бить китов, они обычно обращались к этим морским гигантам с мольбами и просьбами, сводившимися к следующему: «О великий и милостивый кит, прости, что нам придется убить тебя. Но наши семьи голодают, и мы должны есть. Будь уверен, что мы не таим личных обид против тебя. В будущем, когда ты, огромная рыба, станешь человеком, а мы — китами, мы с радостью сделаем для тебя то же самое».

Д-р Леплонжо обнаружил свидетельства веры в перевоплощение у майя и индейцев киче из Центральной Америки. Подобное же убеждение приписывается также инкам и другим народам, населяющим Анды в Южной Америке.

В своей трактовке темы мы несколько отошли от прецедента, созданного предыдущими авторами. Прежде всего мы отказались от литературных и поэтических ссылок на перевоплощение, так как не уверены, что упоминания в поэзии или беллетристике действительно отражают объективное мнение писателя. Не включен также и обширнейший «спорный» материал, неясный по своему смыслу. В-третьих, мы отказались от воспоминаний людей, которые, проезжая по различным местам, внезапно ощущали, что бывали там прежде. И последнее: цитирование ограничено теми специалистами, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах мышления. Достойного цитирования материала, возможно, в равной степени достоверного, более чем достаточно, но, когда он исходит из неизвестных источников, его значимость слишком мала, чтобы преодолеть почти непробиваемый материализм наших дней.

Мы отнюдь не исчерпали потенциальных источников информации. Публикация всех высказываний ученых и мыслителей на эту тему заняла бы многие тысячи страниц, поэтому нами отобраны только те, что указывают общую тенденцию.

Безусловно, никого нельзя заставить разделить какое-либо убеждение, потому что убеждение — результат просвещенности. Доктрина перевоплощения несет в себе почти метафизическую убедительность. Если нормальному здравомыслящему человеку доступно объяснить смысл этого закона, то у многих мгновенно возникнет благожелательное к нему отношение, словно разум вдруг вспоминает нечто такое, что он знал невообразимо давно. Как говорил Платон, «учение — это вспоминание». Внутренняя, сокровенная часть человека, распознающая истину, не может отвергать или игнорировать ее, а, по выражению Платона, «радостно устремляется к реальности и принимает ее».

Я говорил о перевоплощении со многими людьми и часто замечал необъяснимое мгновенное приятие этой идеи. Открытие этого закона означает для этих людей окончание поисков и начало становления.

Мэнли П. Холл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: