Дисциплины освобождения

Доктрины перевоплощения и кармы, как учат в буддийских странах, составляют основу тщательно разработанной системы безличного спасения. При­знание этих двух законов накладывает определенные моральные обязательства. Человек должен поступать в соответствии со своими убеждениями. Философия жизни — это то, чему надо следовать в жизни, то, что надо применять ко всем житейским проблемам, то, что должно закалять характер и умерять крайно­сти темперамента.

Восточный ум предан религиозным философиям в такой же степени, в какой западный ум предан идее богатства. Житель Востока стремится к станов­лению, житель Запада — к обладанию.

Перевоплощение как верование расширяет гори­зонты существования, охватывая многочисленные воплощения при самых разнообразных условиях. Поэтому психология перевоплощения сильно отли­чается от веры в единственную жизнь, которая гос­подствует на Западе. За одну жизнь можно достичь фактически очень немногого, так что большую часть надежд и идеалов так никогда и не удастся осуще­ствить. Западный мыслитель ограничен ничтожным промежутком времени в семьдесят лет, и в это без­надежно короткое время он должен «жить, двигать­ся и иметь свое бытие». За этот малый период он должен приготовиться к вечной загробной жизни. В таком случае нет ничего удивительного в том, что материальные теории, продукты научного скепти­цизма, находят признание как желанное спасение от безнадежности господствующих верований.

Кое-кто критиковал азиатов за их веру в множе­ственность жизней. Они утверждали, что такая вера приводит к лености и безразличию к вопросам ны­нешнего существования, что это философия промед­ления и отговорок, беспочвенных мечтаний о луч­шем положении в будущем. Однако эта критика явно несправедлива, поскольку верящий в перево­площение настаивает на том, что его будущие суще­ствования зависят от его нынешней честности. Сле­довательно, перевоплощение является стимулом к правильным поступкам, но необязательно к приоб­ретательству.

Вера в перевоплощение и карму неизбежно при­ведет к разработке метода ускорения действия этих законов. На Востоке есть множество философских обществ, которые учат отдельных людей, как извлечь максимум опыта и знаний из доктрины воздаяния и множества жизней. Там, где к физической жизни относятся просто как к мимолетному эпизоду в бо­лее крупной структуре, составленной из многих жизней, жизнь воспринимается по-иному, менее напряженно, менее лично, менее собственнически и более беспристрастно. Там еще присутствует более возвышенный идеализм. За несколько жизней мож­но достичь гораздо большего, чем за одну. Поэтому и цель жизни оказывается гораздо дальше от настоя­щего, чем согласно философии, которая учит един­ственности существования.

Приверженец теории перевоплощения не опери­рует такими понятиями, как спешка, стресс или нервное напряжение. Его ум волнует только каче­ство свершения, а не скорость, с которой оно дос­тигается. В то время как Запад вечно торопится, хотя и не знает куда, Восток шествует медленно, внима­тельно изучая каждую подробность жизни. У него есть время задержаться в пути. Двое китайских уче­ных будут часами пить маленькими глотками свой чай, безразличные к царящей вокруг них суете. У этих ученых есть время и для спокойной беседы, и для изучения искусств, и для любования прекрасной картиной, и для соблюдения бесчисленных мелких формальностей конфуцианского кодекса. Точно так же буддийский аббат в просторном одеянии шаф­ранного цвета часами подрезает глицинии или бро­сает крошки золотой рыбке в монастырском пруду. Соблазн добиваться чего бы то ни было за счет дру­гих людей проходит. Среди тех, кто понимает Закон, не принято поспешно использовать то немногое, что осталось от жизни.

Йог, медитирующий в своей пещере у истоков Джамны, или персидский суфий, освещающий стра­ницы манускрипта огоньком единственной масля­ной лампы, эти люди, — каждый по-своему, выпол­няют то, что подобает их возрасту, обогатившись верой в непрерывность существований.

Перевоплощение — это убеждение, которое не только исправляет концепцию постоянной борьбы, но и обнаруживает иллюзорность достижений, ради которых ведется эта борьба. Нет желания быть вели­ким в том смысле, в каком люди понимают величие. Никакой безумной погони за властью или положе­нием в обществе, а только запечатленные в памяти слова Будды: «Кто живет как принц, может снова явиться в этот мир в лохмотьях». Заслуга не в том, чтобы командовать и руководить другими людьми, а в мягкой и спокойной победе над своим «я». Беспо­лезность всякого рода высоких должностей и иму­щества, которые не сохраняются после распада пло­ти, склоняет ум к умеренному поведению в этом мире излишеств и крайностей.

Правильное понимание кармы раскрывает, как уже было показано, всю тайну эготизма. После раз­ложения телесной части продолжает существовать не иллюзорное «я», а поэтому любые прихоти, желания и аппетиты личности не имеют большого значения. Они даже не настолько важны, чтобы называть их хорошими или дурными. Осознанное бессмертие не составляет предмет желаний для восточного ума. Сле­довательно, на протяжении всей жизни те бесчис­ленные обстоятельства, которые обычно оскорбляют личность, не встречают никакого сопротивления. Если жителю Запада напоминают о его ничтожнос­ти, он обижается и сердится, тогда как житель Вос­тока, точно знающий, как мало он значит, не оби­жается на критику, а, признавая все свои ошибки, в которых его подозревают, понимает, что только жизни, много жизней смогут их исправить.

Страх смерти представляет собой колоссальное заблуждение Запада. По мере приближения физи­ческой кончины и живые и умирающие неизменно впадают в панику. Затем происходят похороны с род­ственниками, рыдающими над любимыми останка­ми, после чего тянутся бессодержательные годы, на протяжении которых память о покойном доминиру­ет над делами и заботами повседневной жизни.

Подобная жалкая картина невозможна, если по-настоящему верить в доктрины перевоплощения и кармы. Со смертью ничего не кончается, кроме лич­ности, которая в определенном смысле никогда и не бывает на самом деле реальной, представляя собой всего лишь тень, отброшенную в материю неким бессмертным существом, проживающим все жизни личностей, которые оно создает. Восточный мистик взирает на христианскую концепцию с безгранич­ным ужасом, поскольку ничего не может быть страш­нее, чем продолжать путь вечно, постоянно помня, постоянно желая, постоянно сожалея.

Перевоплощение и карма вносят также ясность в такие вопросы, как родственные отношения между отцом и сыном, матерью и дочерью, братом и сест­рой, мужем и женой. Для буддиста все обусловлен­ные объединением или союзом отношения являются временными и иллюзорными. Такого понятия, как кровное родство, не существует, а есть просто лич­ности, переживающие сон о родственных взаимоот­ношениях, чтобы набраться определенного опыта. Постоянные сущности в высшей сфере самодоста­точны; личности, которых они эманируют, только кажутся связанными друг с другом. Родство — это лишь преимущество объединения ради развития и возможности научиться чему-то новому и еще чуть-чуть приблизиться к тайне понимания.

В таком случае вера в повторное рождение и воз­даяние, по существу, меняет точку зрения в целом, обогащает ее, делает ее нормальной, освобождает для действия и навсегда избавляет от теологического пу­гала вечных мук.

Замысел всей эволюции сводится к освобождению, то есть к созданию личности, в которую сущность вливается настолько точно и полно, что между ними не остается никакого зазора. Для достижения этой цели необходимо дисциплинировать личность. Такое дисциплинирование становится возможным только потому, что предыдущие жизни обогатили новую личность мудростью, достаточной, чтобы она сама этого захотела. Пока это время не пришло, личность не способна достичь освобождения.

Освобождение, которому учат на Востоке, ни в коем случае нельзя путать с абсолютизмом совре­менной метафизики. Истинное освобождение есть отделение личности, конец иллюзии «самости», за­вершение сотен жизней, посвященных постепенно­му развитию по пути к реальности. Освобождения нельзя достичь ни силой воли, ни медитацией, ни концентрацией, ни одним из тех упражнений, ко­торые пропагандируют в качестве замены личного опыта и действия. Человек не может привести себя в состояние подлинного просветления ни мыслью, ни волей, ни упованием. Освобождение наступает в результате возвышения и облагораживания личнос­тей на протяжении тысячелетий повторных рожде­ний, приводящих в конце концов к эманированию личности, обладающей высшим умением приспосо­биться к обстановке, когда она полностью отрицает себя по отношению к эманирующей ее сущности.

Это отрицание не принадлежит к числу психиче­ских явлений и не имеет ничего общего с христи­анским смирением, но это и не подавление, как в случае воспитанной в христианской вере личности, которая постоянно перечисляет свои грехи. Осво­бождение представляет собой точное и полное со­гласование, при котором все аспекты личности пре­бывают в идеальной гармонии с самой сущностью. Результатом же становится состояние адепта и осво­бождение от колеса повторных рождений личности.

Обычный человек, изучающий философию, не собирается достичь освобождения в нынешней жиз­ни. На земле сегодня присутствует более двух мил­лиардов личностей, и из ныне живущих вряд ли бо­лее трех личностей достигнут освобождения в своем нынешнем воплощении. И эти трое, наверное, в те­чение нескольких жизней были преданными челами* великих Учителей.

Стоит напомнить, что нынешней личности, что­бы благополучно и счастливо прожить долгие годы, вовсе необязательно добиваться конечного озарения, такого, какое было достигнуто Буддой Гаутамой. Каждый мог бы жить лучше, чем он. Каждый мог бы сделать определенный шаг вперед, приносящий до­полнительную уверенность в будущем и счастье, ес­ли бы жил в соответствии с Законом. На Востоке признание перевоплощения и кармы становится пер­вым сознательным шагом на долгом пути, ведущем к реальности. Эти законы составляют часть эзотери­ческого учения всех законных религий мира, и их принятие необходимо для вступления на этот путь.

Встав на позиции доктрин повторного рождения и кармы, изучающий должен начать спокойную обез­личенную жизнь, неизбежно сопутствующую такому решению. И тут наступает самый опасный момент. Открыв часть истины, но все еще не распростившись с глубоким невежеством, ум обнаруживает склон­ность сбиваться с пути и выдумывать бесчисленные модные верования, имеющие отношения к данному предмету. Это стало общим бедствием на Западе. Одним из аспектов подобного заблуждения являет­ся безразличие к несчастьям других. Складывается примерно такое отношение: «Они это заслужили, так пусть и получают». Это неразумно. Поскольку все равно, каким бы мудрыми мы ни становились или какими бы глупыми ни казались остальные, долг ученика заключается в том, чтобы любыми возмож­ными способами помогать несведущим.

Другим аспектом является нетерпимость к людям, которые придерживаются иных убеждений, и чув­ство личного превосходства. Подобные установки разрушают прежние достижения, и следующая лич­ность, испущенная данной сущностью, вероятно, бу­дет лишена знания о повторном рождении.

Изучающему, который только начинает верить в повторное рождение и карму не помешают некото­рые советы. Во-первых, живите нормально и счаст­ливо. Доказывайте, что знание усилило терпимость и расширило понимание, а не ограничило их. Урав­новешивайте характер, по возможности двигаясь к цели по нескольким направлениям одновременно. Не теряйте предусмотрительности, но осознайте, что, когда придет время освободить вас от физических обязанностей, сущность вас освободит. Не пы­тайтесь проявлять добродетели не доступные ваше­му пониманию, только потому, что о них говорят другие. Не ставьте своей целью немедленное осво­бождение, иначе испытаете горькое разочарование. Применяйте свои убеждения к обстоятельствам, влияющим на вашу жизнь, и убеждайтесь, что они действуют, даже если они и расходятся с вашими личными пристрастиями. Доносите их до других, но не навязывайте их человеку не желающему знать эти законы. Не позволяйте обезличенности вносить уныние или жестокость в вашу жизнь и не позво­ляйте себе становиться безразличными к социаль­ным и экономическим проблемам. Живите в соот­ветствии с тем, во что верите, но убедитесь, что дей­ствительно верите в то, чем живете. Если вы после­дуете этим советам, то внутреннего конфликта не будет и через несколько сотен жизней вы естествен­но и красиво достигнете освобождения.

Братья мои! Книги справедливо говорят, что жизнь

каждого человека

Есть следствие его прежнего жития; Несчастья и горести приносит прошлое зло, Прошлая же правота порождает блаженство. Что посеете, то и пожнете. Взгляните на те поля! Кунжут был кунжутом, зерноЗерном. Безмолвию и Тьме было известно! Так рождается судьба человека. Идет он, жнец того, что посеял,

Кунжутного зерна так много разбросано в прошлом рождении; И так много сорной травы и ядовитой дряни,

которые безобразят Его и болящую землю.

Если потрудится он, как положено, выкорчевывая их И сажая здоровую рассаду на том месте, где они росли, Плодородной, прекрасной и чистой будет почва И богатым заслуженный урожай.

Свет Азии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: