double arrow

НИРВАНА

2

Законы повторного рождения и кармы сами по себе являются не конечной целью, а средством дос­тижения высшей цели — нирваны. Все жизни ведут к вершине жизни, к собственно сущности. По завер­шении последовательности телесных форм и выпол­нению личностями всевозможных предназначений жизненный цикл заканчивается.

Профессор Рис-Дэвиде определяет нирвану как угасание трех огней личности. Затаенные желания, честолюбивые замыслы и привязанности оконча­тельно пропадают. Северный буддист терпеливо до­жидается освобождения от тягости материального бытия. Он старается распутать спутанные нити жиз­ни, он пытается найти бескорыстие в самом себе, он стремится ко всему, становясь ничем.

Жителю Запада с его идеей сверхличности и твер­дой верой в бессмертие личного сознания трудно найти утешение и покой, следуя путями восточной мысли. Для него в бездеятельной силе из буддийских учений заключено нечто отрицательное. Но Восток наторел в завоеваниях, грабеже и власти. Он внут­ренне осознал бесполезность и непостоянство вре­менного превосходства. Восточный монах отвраща­ется от иллюзии мира и обращается к реальности Закона и находит в нем совершенный кодекс жизни.

Для рядовых мужчины и женщины нирвана не представляет животрепещущего интереса. Она — результат развития, намного превышающего возмож­ности среднего человека. Архаты размышляют о ни­рване, но для «домохозяина» задача заключается в том, чтобы хорошо жить теперь и не занимать голо­ву бесполезными размышлениями о недостижимом.

Единственным оправданием необходимости об­суждения нирваны в книге, посвященной перевоп­лощению и карме, служит то, что в основе разумной жизни должно лежать рациональное представление об истинном смысле жизни. Веря в рай и ад, мы никогда не сможем жить в соответствии с Законом. Пока посмертное состояние ассоциируется с пре­красным городом с украшенными драгоценными камнями вратами, невозможно продумать жизнь до конца или выстроить ее, имея целью личную чест­ность. У отдельного человека должно хватить реши­мости твердо определить, достаточно ли у него муд­рости, чтобы отвергнуть идею царства небесного и обратиться к концепции нирваны.

Нирвана — это временное прекращение любых действий, неизбежный результат углубленного зна­ния философии; это поистине состояние сущности, незапятнанной и несоставной; это чистая природа, приостановка деятельности как следствия полного понимания цели и плана бренного существования.

Вера в перевоплощение и карму совершенно бес­полезна, если она не связана с обоснованной докт­риной, касающейся конечного состояния человека. После физической смерти личность, согласно пред­ставлениям тибетцев, попадает в западный рай, чу­десное место пребывания Дхьяни-будды Амитабхи. Здесь развоплощенная сущность бродит по садам Сукхавати, садам блаженных мертвых.

Эта концепция мало отличается от представления о райской сфере, существовавшего в ранней христи­анской церкви. Теологи хотели бы, чтобы мы вери­ли, что добродетельные души обитают в таинствен-

ной стране довольства и красоты. Таковы же и еги­петские сады Аарру* и страны удовольствий у по­здних греков. Это и Вальхалла*, где пируют собрав­шиеся вместе скандинавские герои, и райские охот­ничьи угодья краснокожих, где храбрые индейские воины строят вигвамы на небесах и ловят сетями призраков.

Это промежуточное состояние — только сон или посмертный аспект жизни, и его никак нельзя счи­тать окончательным состоянием. Это всего лишь сфера хорошей кармы; добродетельные поступки приводят в тихое место, где царит безмятежное сча­стье, на острова блаженных.

Ни в одной из религиозных систем мира не суще­ствует точного описания нирваны. Это — возвраще­ние к Отцу всего сущего, к чему-то за пределами царства теней, к месту, куда уходят великие сейчемы*, месту, откуда нет возврата. Нирвана далека от усыпанных звездами равнин в пространстве, сре­ди которых возвышается золотым куполом дворец Индры. В Египте бог в святая святых храма стоял, прижимая палец к губам, и это вполне подходящий символ молчания о том, что касается более важных тайн. Из рая люди могут снова вернуться на землю, а из нирваны — никогда.

Не следует полагать, что сущность входит в нир­вану. Достижение нирваны — это переживание пос­ледней лично ти, возвращающейся в не ограничен­ное никакими условиями сознание самой сущности. Нирвана не является и концом эволюции; просто это конец эволюции в нашем понимании, но не конец развития. Сущность больше не будет испус­кать личности, но в следующем великом цикле жиз­ни она создаст продолжение другого типа и обеспе­чит развитие иным способом. Значит, нирвана есть прекращение существования атрибута сущности, формирующего личности.

По тибетской космологии, мир, то есть формы личности, медленно исчезает в конце цикла прояв­ления. Все, что останется от мира, — это мост сид-дхов*; таково символическое описание нирваны. Сиддхи* святых представляют собой сверхматериальные добродетели, переданные сущности в процессе по­вторных рождений, и, следовательно, они никогда не исчезают. Однако даже сиддхи наконец засыпа­ют, переплывая на своем таинственном корабле зи­яющую бездну — ничем не занятую сферу личнос­ти. Говорят, что остается только Ади-будда; посто­янная сущность в глубоком раздумье восседает над бездной. Никаких тел нет, есть лишь безмолвие и собственное «я». Далее сообщается, что сам Ади-будда, верховный владыка своих тел, остается в со­стоянии самосозерцания; его силы и потенциальные возможности субъективированы; он внутренне раз­мышляет о собственном сердце. В процессе этой ме­дитации происходит распад ассоциативных связей. «Я» перестает быть объектом своего сознания и ждет.

В начале следующего цикла эволюции око «я» от­крывается Я; нирвана окончена. При предыдущей нирване время стало вечностью, а с новым пробуж­дением вечность становится временем. Владыка Опыта Ади-будда поворачивает новое колесо и запускает следующий цикл жизни. Со старым миром поконче­но; существовавшие в прошлом личности умерли; прежние радости и прежние горести ушли. Новым проявлением управляют новые правила и новые за­коны. В новой манвантаре* новый аспект Ади-Буд­ды достигает развития в новой части пространства. Человечество погибло, оставшись лишь воспомина­нием в вечном разуме. Мы не можем дать названия новому мирозданию, но, как и у человеческого рода, у него есть начало и конец, и только нестареющая сущность переживает все перемены. Поэтому инду­сы называют ее золотой нитью, на которую, как бусины, нанизаны планеты и души, миры и живые существа.

Большинству востоковедов не удалось осознать истинную суть нирваны. Они считали ее уловкой, дезертирством от бытия, бегством в небытие. Толь­ко в высшей степени просветленные люди, такие, как сам Будда, понимают, что это всего лишь конец порядка. Известное должно уйти, чтобы могло ро­диться неизвестное.

Никакого бессмертия для человека не существу­ет; нет никакой непрерывной последовательности личностей; есть одна только сущность, эманирующая новые личности из субстанции накопленного опыта. Только сущность по своей истинной приро­де бессмертна; только сущность испытывает все пе­ремены, которые происходят в бесконечной продол­жительности пространства и времени. Личности как капли опыта продолжают существовать вместе с сущ­ностью как ее часть, но не как личности или инди­видуальности. Личности представляют собой просто элементы опыта, которые обогащают сущность, пока она медитирует на протяжении веков.

Перевоплощение и карма — это великие законы, алмазные истины. Поняв эти законы, личность пре­одолевает присущий ей эготизм и живет ради сущ­ности, а не ради себя самой. Сотни личностей вносят свой вклад и приносят подарки в виде достижений. Обогащенная таким образом сущность в заключение излучает одну личность, в которой воплощаются все достоинства прошлых жизней. Это высшее вопло­щение, это — учитель мира. Проявив это последнее величайшее воплощение, сущность возвращает эту личность самой себе и человеческая эволюция завер­шается.

Каждый из нас — часть этого плана. Каждая лич­ность, которая живет на этой земле, являет собой зримый символ развивающейся сущности, пребывающей свыше, созидающей и ждущей. Все мы как личности осуществляем надежды предыдущих лич­ностей, из самого естества которых мы и состоим. Мы, в свою очередь, встраиваем свою жизнь и свой опыт в модели тел, которым предстоит появиться потом. Такова философия перевоплощения и кармы, колеса рождения и смерти, которое перестает вра­щаться, только когда последняя в цепи наших тел просвещенная личность достигает озарения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: