Объект, предмет цели и задачи курса коррекционной педагогики

ý Коррекционная педагогика это отрасль педагогических знаний, изучающая психофизические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания.

ý Аномальные дети (anomalos – неправильный) – дети, имеющие значительные отклонения в психическом и физическом развитии, которые приводят к нарушениям общего развития и требуют специального обучения и воспитания.

àДети, чьё психическое и физическое развитие не нарушено, несмотря на наличие какого-либо дефекта (нарушение слуха, потеря зрения на один глаз) не относятся к категории аномальных.

ý Объект коррекционной педагогики - личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психо-физическом развитии (соматической, сенсорно-двигательной, интеллектуално-речевой сферах) или девиации в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Выражаясь языком строгих математических формул – это дети имеющие четыре «Д» - не ярко выраженный Дефект (defectus- недостаток), испытывающие в раннем возрасте Депривацию (deprivatio-лишение), в силу этого испытывающие школьную Дезадаптацию (des- от…, adaptio- приспособление) и, имеющие Девиацию (deviation- отклонение) в поведении (ДДДД).

Предмет изучения коррекционной педагогики – дети с физическими и психическими недостатками (дефектами) и проблемы их обучения и воспитания.

ý Коррекционная педагогика (дефектология)-(от латинского defectus –недостаток, греческого logos – учение) наука о психофизических недостатках детей имеет ряд самостоятельных отраслей знаний:

Ý Сурдопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с недостатками слуха;

Ý Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении детей с дефектами зрения;

Ý Олигофренопедагогика – наука об обучении и воспитании умственно отсталых детей;

Ý Логопедия – наука об аномалиях речи при нормальном слухе и их исправлении.

à Задачи коррекционной педагогики.

1. Обоснование и разработка принципов организации и развития сети специальных учреждений для аномальных детей (существует 8 типов специальных образовательных учреждений – 1. Для глухих детей; 2. Для слабослышащих; 3. Для слепых детей; 4. Для слабовидящих детей; 5. Для детей с тяжёлыми нарушениями речи; 6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 7. Для умственно отсталых детей; 8. Для детей с задержкой психического развития).

2. Определение целей, задач, содержания и методов учебно-воспитательного процесса в учреждениях для аномальных детей.

Ý Основная проблема коррекционной педагогики – соотношение и взаимосвязь общего и специального образования;

Ý Педагогические средства играют ведущую корригирующую роль в обучении и воспитании аномальных детей, медико-лечебным средством отводится вспомогательная роль.

3. Разработка системы профилактических мероприятий по предупреждению аномального детства.

4. Повышение эффективности процесса социализации личности ребёнка с недостатками в развитии и поведении на различных возрастных этапах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: