Введение

Конспективный курс

Курск – 1999


Печатается по решению редакционно-издательского совета Курского Государственного педагогического университета.

Рецензенты: А. Г. Пашков, доктор педагогических наук, профессор КГПУ. Н. В. Ялпаева, кандидат педагогических наук, доцент КГПУ.

Основы коррекционной педагогики: конспективный курс (составители Гонеев А.Д., Анненкова Н. В.) /под ред. А. Д. Гонеева – Курск:Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1999.-63с.

Учебное пособие в краткой форме знакомит читателя с основными проблемами курса коррекционной педагогики, её ведущими категориями и специальными понятиями, раскрывает сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в поведении и развитии, определяет место коррекционной деятельности в едином педагогическом процессе общеобразовательной школы. Наряду с характеристикой основных видов аномальных детей и особенностей коррекционной работы с ними в пособии особое внимание уделяется сущности, содержанию, формам и методам работы с учащимися общеобразовательных школ, имеющих задержку психического развития и девиации в поведении.

Пособие предназначено для студентов неспециализированных недефектологических факультетов педагогических вузов, учителей, работающих в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ, социальных педагогов и воспитателей, работающих с девиантными подростками.


Введение.

Рост числа детей с отклонениями в развитии и поведении, увеличение количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. По свидетельству научных исследований и данным Министерства общего и профессионального образования РФ количество учащихся, которые не в состоянии должным образом освоить образовательные программы начальной школы составляет 20-30% обучающихся, а около 70-80% школьников из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

Программы и содержание образования в специальных коррекционно-развивающих классах имеют известные особенности, а темпы усвоения учебного материала учащимися данных классов несколько отличается от образовательных возможностей обычных школьников. Это создаёт определенные трудности в организации учебно-воспитательного процесса, осложняет познавательную деятельность и проведение воспитательной работы с учениками учителям, работающим в данных классах. Существующие обстоятельства вызывают необходимость внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, проведения целенаправленной работы по коррекционно-педагогической подготовке будущих учителей к работе с детьми и подростками, имеющим отклонения в развитии и поведении, испытывающими трудности в освоении школьных учебных предметов.

Курс «Коррекционной педагогики», изучаемый в педагогических вузах в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, призван подготовить студентов к работе с детьми с психофизическими недостатками в развитии, к их эффективному обучению и воспитанию. В то же время, в общеобразовательных классах школы, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся не только дети с лёгкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, неглубокими недостатками речи, с проявлениями незрелости в эмоциональной сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлении об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, с педагогической запущенностью и школьной дезадаптацией. Поэтому предлагаемое учебное пособие ставит перед собой задачу познакомить студентов не только с особенностями организации учебно-воспитательного процесса с аномальными детьми, с проблемами сегрегации и интеграции в сфере коррекционной педагогики, со спецификой и особенностями построения образовательного процесса во вспомогательной школе и специальных образовательных учреждениях, а ввести будущего учителя в мир специальной педагогики, показать сложности и трудности, характерные особенности и проблемы детей с отклонениями в развитии и поведении, определить тот круг проблем и вопросов, с которыми встречаются учитель-предметник, выпускник недефектологического факультета педвуза при работе с учащимися, испытывающими затруднения в освоении школьной программы, в силу тех или иных причин, показать существование определённых путей и средств в разрешении проблем отклонения в поведении и развитии детей и подростков, их педагогической запущенности и трудновоспитуемости.

Учебное пособие представлено в виде опорного конспекта по курсу коррекционной педагогики, соответствующего стандарту высшего профессионального образования, в котором даны основные категория и понятия коррекционной педагогики, определены предмет, цели и задачи учебного курса. Это своего рода конспект научной и учебно-методической психолого-педагогической и специальной литературы, краткая констатация результатов проводимых исследований, педагогической практики. Здесь особое внимание уделено сущности коррекционно-педагогической деятельности, её месту в профессиональной работе учителя, раскрыты её структура и основные компоненты.

Наряду с констатацией существования детей с различными видами аномалий и характеристикой работы с ними в специальных образовательных учреждениях, в пособии делается акцент на наличие в общеобразовательных школах детей с недостатками и задержкой психического развития, с девиацией в поведении, о существовании в общеобразовательной школе проблемы трудновоспитуемости и педагогической запущенности подростков, с которыми также ведётся профилактическая и коррекционно-педагогическая работа.

В пособии в каждой теме выделяется ведущая проблема, изучаемая в коррекционной педагогике, определяются её основными идеи, в конспективной форме даются подходы к её разрешению, определяются её организационно-педагогические основы и нормативно-правовая база, раскрываются пути и средства, формы и методы коррекционно-педагогической работы с той или иной группой детей, имеющих недостатки в развитии и воспитании. Каждая тема пособия снабжена вопросами для самоконтроля, списком необходимой литературы. В учебном пособии дан краткий словарь специальных терминов, с которыми учителю придётся встретиться в педагогической практике.

Пособие снабжено условными обозначениями:

Ý Отграничение ведущих идей, смысловых единиц

à Эта информация требует особого внимания

ý Это стоит запомнить



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: