Общая характеристика государственной системы специальных и коррекционных образовательных учреждений

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

Ý системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

Ý сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов (1, 8).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (ст. 9), как в общеобразовательных, так и в специальных и коррекционных учреждениях.

àПо Закону об образовании у нас наряду с общеобразовательными учреждениями (дошкольными, общеобразовательными, начальными и средними профессиональными учреждениями), существуют: г) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; е) учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; ж) других учреждений, осуществляющих образовательный процесс.

ýВ Законе об образовании (ст. 5) также указывается на то, что государство для граждан с отклонениями в развитии создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Для граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы по их содержанию в период получения ими образования.

ÝВ современных условиях сложилась довольно разветвленная система специальных и коррекционных учреждений для детей с отклонениями в развитии и поведении, насчитывающая более 1930 школ, где обучаются свыше 283 тыс. учащихся (2, 99), не учитывая детские дома, дома ребенка, школы-интернаты.

В 1997-1998 учебном году в сфере специальных (коррекционных) образовательных учреждений насчитывалось:

Ý 85 школ незрячих и слабовидящих 12,1 тыс. учащихся

Ý 164 школы для неслышащих и слабослышащих 22,1 тыс. учащихся

Ý 55 школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7,0 тыс. учащихся

Ý 62 школы для детей с тяжелыми нарушениями речи 11,7 тыс. учащихся

Ý 1432 школы для умственно отсталых 209,4 тыс. учащихся

Ý 83 школы для детей с задержкой психического развития 14,7 тыс. учащихся

Кроме того, в общеобразовательных школах функционируют классы компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития.

Ý Насчитывается 15443 класса, где обучается 185,1 тыс. учащихся.

В системе специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением насчитывается:

Ý 30 спецшкол закрытого типа 2970 учащихся

Ý 5 спецшкол открытого типа 397 учащихся

Ý 1 спецшкола (коррекционная) для детей с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния

ýВместе с тем, как свидетельствуют научные данные (2), такое количество образовательных учреждений обеспечивает только 48-50% потребностей от необходимой нормы.

ýПотребности в квалифицированных кадрах для работы с этим контингентом детей обеспечивается лишь на 8-10%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: