Цель занятия – изучить особенности и содержательные аспекты информационного процесса в журналистике как процесса производства, распространения и потребления информации.
Основные теоретические положения
Определяя фундаментальную значимость социальной коммуникации для человека и его развития, П.Я. Чаадаев в XIX веке обозначил перспективу человеческого бытия в отсутствии общения: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе»[14].
В свое время Н. Луман назвал современного человека «информационной системой», что еще раз подчеркивает важность информации в жизни и деятельности личности ХХ I века. Эта личность формируется и развивается в информационном пространстве, затем сама становится способной формировать это пространство. Помимо личностных аспектов формирование информационного пространства находится под влиянием институциональных факторов. Иными словами, оно формируется социальными институтами, являющимися субъектами массовой коммуникации.
|
|
Процессы массовой коммуникации связывают с общением. Три его стороны – перцептивная, информационная и интерактивная – свидетельствуют об активной роли информации, как особого предмета общения, его содержательной стороны, способа и формы познания и смысла, передаваемого в процессе коммуникации.
Многие исследователи склоняются к тому, чтобы считать массовую коммуникацию процессом обращения массовой информации, который «невозможен без использования специальных технических средств распространения этой массовой информации»[15].
Производство и потребление информации лежит в основе информационного процесса, который по совокупности признаков определяется как форма обмена информационными потоками, распространяемыми по различным каналам, прежде всего, техническим, к которым относят печать, радио, телевидение и Интернет.
Это своего рода трафик информации, созданный и поддерживаемый специальным институтом – журналистикой, а также совокупностью социальных институтов, объединенных в систему посредством публичных коммуникаций или публичной сферы.
Любой информационный процесс может быть представлен как модель информационного обмена, в которой отражаются социальные отношения между участниками информационного процесса. Количество участников и их оптимальное соотношение определяется социальной целесообразностью и может колебаться в различных пределах. Основными элементами информационного процесса являются: коммуникатор (К), информационные потоки (ИП), реципиент (Р). Схема простого информационного обмена выглядит так:
|
|
КОММУНИКАТОР – ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ - РЕЦИПИЕНТ
Выделяя особенности построения информационного процесса в условиях журналистской деятельности, необходимо остановиться на закономерностях, отражающих диалектические положения моделирования информационных процессов в публичной сфере.
1. Всякое производство есть одновременно и потребление. Это иллюстрирует активная позиция журналиста и всей системы СМИ в информационном пространстве: прежде чем передать информационное сообщение, насытить журналистское произведение информацией, журналист выполняет функции потребителя информации. А полифункциональный характер деятельности журналиста и журналистики позволяет говорить о закономерной смене позиций потребления и производства и информационном обмене.
2. Производство порождает потребление, давая ему продукт, задавая способ потребления и формируя потребности. Потребление, в свою очередь, порождает производство, давая ему цель, полагая его идеально, создавая субъекта производства. В той же мере, в какой свободная журналистика является продуктом общественного мнения, она также и создает это общественное мнение. Таким образом, процесс производства и потребления информации переходит в процесс усвоения и закрепления ее, в ходе которого проявляются социальные действия (СД) реципиента и формируется общественное мнение (ОМ).
Исходя из выделенных закономерностей, информационный процесс может быть представлен как такая схема:
К – ИП – Р Р – СД – ОМ
Любой информационный процесс для мониторинга эффективности обеспечивается каналами обратной связи, которые выполняют следующие функции: определение причинно-следственных связей; изучение ситуации процесса и его оценка; проектирование процесса системного управления (системно-управленческого потока) обменом информацией. В рамках проекта системы управления потоком основное воздействие оказывается на коммуникатора. Основной формой такого проектирования в контексте публичных журналистских информационных обменов является порождение директивных потоков, основанных на рефлексии субъекта информационного процесса – журналиста-коммуникатора. Среди факторов, влияющих на поведение коммуникатора, равно как и реципиента, выделяются: 1. Структура личности; 2. Структура социальных отношений; 3. Структура коммуникативных зависимостей.
Чтобы воспринять содержание информационного потока и отследить эффективность данного процесса, формируются институты обратной связи (ИОС), позволяющие социально-психологическими, социологическими и иными методами следить за самим процессом восприятия.
По данным исследователей массовой коммуникации и информационных процессов, существует два основных направления в определении специфики информационного обмена. Первое определяет взаимодействие коммуникатора и реципиента как взаимодействие их сознания без учета влияния окружающей социальной действительности – имманентно (Г. Лассуэлл, М. де Флер, У. Шрамм). Второе ориентируется на социальные отношения между коммуникатором и реципиентом и оптимальное соотношение участвующих в коммуникационных процессах элементов (Алексеев, Э.Г. Багиров, Ковалев).
Оценивая информационный процесс необходимо обратить внимание на то, что деятельность производства и потребления информационных потоков повторяется и воспроизводится, она возникает и уничтожается, живет во времени, регулируемая нормой, изменяющейся с изменением социально-политической организацией общества.
Лабораторная работа 2.2