Организация семинарских занятий

Семинарские занятия - обсуждение подготовленных студентами докладов, рефератов, главных идей темы или отдельного раздела учебной дисциплины. Семинар сопровождается товарищеской дискуссией.

Цель семинарских занятий - углубить и закрепить знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также выработать умения поиска обобщения и преподавания учебного материала. Семинарские занятия проводятся по различным дисциплинам.Организуются три основных вида семинарских занятий:

1) семинар, который организуется с целью более углубленного изучения отдельных вопросов дисциплины, тематически связанных с учебной программой;
2) итоговый семинар по основным темам, разделам или по всей дисциплине в целом. На таком семинаре рассматриваются наиболее важные методологические проблемы. Как правило, подобные семинары планируются четырехчасовыми; их проводят лекторы потоков;

3) семинар исследовательского типа по тематике отдельных научных проблем дисциплины.

Методы проведения семинарских занятий могут быть разнообразными. Они зависят от типа семинара, его содержания, особенностей дисциплины, состава студентов, опыта и квалификации преподавателя. Наиболее часто используются два основных метода:

1) развернутое обсуждение вопросов плана семинара, который заблаговременно сообщается студентам;

2) обсуждение вопросов, которые возникли у студентов по выступлениям с рефератами их товарищей.

Планы семинарских занятий выдаются студентам заблаговременно, не позже 15 дней до проведения семинара. При выдаче плана преподаватель помогает студентам уяснить тему и цель семинара, дает рекомендации относительно изучения литературы и методики подготовки, обращает внимание на главные вопросы семинара. Темы докладов (рефератов), которые выносятся на семинар, могут объявляться перед началом изучения дисциплины.

Студентам, которые будут выступать с докладами (рефератами), преподаватель оказывает помощь и направляет их работу на подбор литературы, составление плана и содержание доклада, выявление узловых вопросов. Подготовленный доклад (реферат) должен быть результатом самостоятельной работы студента. Роль преподавателя в работе с докладчиком сводится к развитию его самостоятельности, воспитанию чувства личной ответственности за качество и своевременное выполнение порученного задания и контроля за работой студента.
Для повышения эффективности семинарских занятий в процессе подготовки и проведения должны выполняться следующие условия:

• актуальность и обоснованность выбора тематики и целевых установок занятий, которые обеспечивают обсуждение проблемных вопросов, раскрытие связи теории с практической деятельностью специалиста;

• продуманное планирование занятия, выделение узловых вопросов темы, обоснование содержания, использование новой литературы;

• высокая организационно-методическая направлен­ность семинара, которая обеспечивает активность участников, свободу дискуссии, содержательность выступлений, конструктивный анализ проблем и эффективное использование учебного времени;

• рациональная структура семинара, которая содержит вступление, заслушивание докладов (рефератов), организацию дискуссии, подведение итогов и умелый стиль проведения семинара, который способствует установлению контактов преподавателя со студентами, исключению равнодушия в работе;

• объективный и доброжелательный анализ достоинств и недостатков выступлений, аргументированные выводы и оценки докладов (рефератов), выступлений и семинара в целом, который мобилизуют студентов на дальнейшую творческую деятельность;

• для проведения семинарского занятия составляется методическая разработка, которая используется преподавателем, и план семинара для студентов.
3. Организация лабораторных занятий

Лабораторные занятия - важнейшая форма учебной работы студентов. Она требует от них глубоких знаний теории, инициативы, внимательности, исследовательского мышления, наблюдательности, самостоятельности в принимаемых решениях.

Важным условием правильной организации учебного процесса является тесная взаимосвязь лабораторных работ с лекциями и групповыми занятиями. Лекции должны предшествовать проведению лабораторных занятий по изучаемой теме. Лабораторные занятия делают наглядными и убедительными те принципиальные научные положения, которые рассматриваются на лекциях.

Для того чтобы лабораторные занятия выполняли свою роль в подготовке специалиста, нужна соответствующая организация всего лабораторного практикума вуза и каждого лабораторного занятия в отдельности.

Основными составляющими организации лабораторного практикума являются:

• правильное определение места лабораторного практикума в учебных планах вуза и в каждой учебной дисциплине, обоснованное распределение его по годам обучения и учебным дисциплинам;

• четкая взаимосвязь лабораторных занятий с другими видами занятий и рациональное распределение их по времени проведения в течение семестра;

• продуманная методика проведения лаборатор­ных занятий и рациональная система отчетности;

• тщательная подготовка студентов к выполнению лабораторных работ;

• высокое качество разработки заданий (руководств, описаний) на лабораторные работы;

• высокая техническая культура изготовления и эстетическое оформление лабораторных установок.
В зависимости от количества студентов, изучающих данную учебную дисциплину, объема и содержания программного материала, учебно-лабораторной базы кафедры применяются три формы проведения лабораторных занятий: фронтальная, по циклам и смешанная.

Фронтальная форма предусматривает одновременное выполнение всеми студентами учебной группы одной и той же лабораторной работы, соответствующей материалу одной или нескольких лекций, непосредственно предшествующих работе.

Проведение лабораторных занятий по циклам предполагает такую их организацию, когда лабораторные работы, предусмотренные программой данной учебной дисциплины, делятся на несколько циклов, соответствующих темам или даже разделам программы, и проводятся после изучения этих тем (разделов). Студенты учебной группы при этом выполняют не одну, а одновременно несколько лабораторных работ, составляющих цикл, меняясь местами каждое следующее занятие.

Смешанная форма представляет собой сочетание двух форм проведения лабораторных занятий - фронтальной и по циклам.

Во время лабораторной работы преподаватель внимательно следит за действиями студентов, соблюдением ими техники безопасности.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты оформляют отчет, последовательно фиксируя в нем результаты каждого этапа исследования, выполняя необходимые расчеты, формулируя пояснения и выводы. Отчет должен быть оформленным, как правило, в часы, которые отводятся на выполнение работы, и защищенным или сданным преподавателю на проверку.

По результатам контроля готовности студента к работе, объема и правильности ее выполнения, содержательности и качества оформления отчета и его защиты, преподаватель оценивает работу студента,
выставляет оценку в журнал учета учебных занятий.

Если студент пропустил лабораторное занятие, он обязан выполнить соответствующую работу в часы самостоятельной подготовки, сдать преподавателю отчет и защитить свою работу

В последние годы для проведения лабораторных работ по ряду учебных дисциплин стали широко применяться методы математического и физического моделирования, электронная вычислительная техника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: