Практические методы обучения - способы овладения учебным материалом па основе упражнений, лабораторных и практических работ, а также выполнения студентами исследовательских заданий.
К практическим методам обучения относятся:
• упражнения;
• лабораторные работы;
• практические занятия;
• графические работы;
• исследовательские работы.
• Упражнения - это сознательное, многократное и все более усложняющееся повторение студентами определенных действий и операций (умственных, практических). С их помощью у студентов развиваются умения и навыки.
Упражнения могут быть индивидуальными и коллективными.
По своему дидактическому назначению упражнения подразделяются на:
• устные упражнения;
• письменные упражнения;
• графические упражнения;
• технические упражнения;
• комплексные упражнения.
Суть их состоит в следующем:
• Устные упражнения используются при изучении всех предметов: устные упражнения по литературе, истории, физики, педагогики, психологии, философии и т.д.
Письменные упражнения развивают умения грамотно и быстро писать конспекты, составлять рефераты и научные статьи.
|
|
• Графические упражнения позволяют студентам развивать умения чертить, составлять таблицы, диаграммы, схемы.
• Технические упражнения приучают студентов работать с техническими устройствами и механизмами, обращаться с металлом, деревом, стеклом и другими материалами.
• Комплексные упражнения формируют сложные умения и навыки, развивают профессионализм.
В зависимости or учебной цели упражнения бывают:
• вводные;
• пробные;
• основные;
• тренировочные;
• творческие;
• контрольные.
Каждый вид упражнения имеет свою дидактическую цель и определяет взаимодействие преподавателя и студентов.
• Во время вводных упражнении преподаватель объясняет и показывает действие, а студенты повторяют его вслед за ним.
• Пробные упражнения применяются, когда новый учебный материал еще недостаточно усвоен, а умения только еще формируются.
• Основные упражнения служат для отработки умений, навыков и действий в целом.
• Тренировочные упражнения - это самостоятельно выполняемые действия с постепенным усложнением их.
• Творческие упражнения - это применение знаний, умений и навыков в новых ситуациях, и решении задач с неполными данными.
• Контрольные упражнения - устанавливает уровень развития умений и навыков, правильность и скорость выполнения действий.
● Лабораторные работы - учебная деятельность, при которой студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты, а лабораторных занятиях происходит соединение теории с опытом.
|
|
Лабораторные работы служат для:
• приобретения студентами навыков работы с измерительной аппаратурой, лабораторным оборудованием, вычислительной техникой;
• практического освоения методики измерений и проведения экспериментальных исследований в конкретной предметной области знаний;
• установления соответствия результатов экспериментальных исследований теоретично прогнозируемым, выявления и объяснения причин их расхождений;
• формирования умений обработки и оформления результатов измерений и исследований; умений научною обоснования полученных результатов и умений их защищать.
Название тем лабораторных занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины.
Совокупность лабораторных занятий по дисциплине учебного плана должна представлять единый лабораторный практикум, спланированный по единому замыслу. Целевые установки и задачи исследований усложняются с переходом студентов с младших курсов на старшие.
Лабораторные занятия проводятся в лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием и вычислительной техникой, которые требуют значительных расходов. Лабораторные установки создаются на протяжении длительного времени, как правило, на основе научных экспериментов.
Все это обязывает преподавателей, лаборантов и студентов с особенным вниманием относиться к этому виду занятий.
● Практические занятия имеют цель сформировать у студентов умения и навыки применения знаний в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности. К ним можно отнести: замеры, сравнения, определение признаков и
Практические занятия по своей цели аналогичны лабораторным работам, но отличаются спецификой учебных предметов.
Основные этапы практических занятий:
• объяснение преподавателя (теоретическое осмысление практического задания);
• показ (инструктаж);
• проба (два-три студента выполняют практическое задание, остальные наблюдают);
• групповое выполнение практического задания (каждый студент самостоятельно выполняет задание);
• контроль (прием и оценивание задания).
● Графические работы - формируют умения студентов отображать свои знания в виде чертежей, графиков, диаграмм, таблиц, иллюстраций, эскизов, набросков с натуры.
● Исследовательские работы – предполагают расширение знаний студентов путем решения нестандартных заданий, проектов, проблем, создания программ и моделей постановки и проведения экспериментов, выполнения курсовых проектов и работ, а затем и дипломных работ (проектов).
Пробуждение у студентов интереса к науке значительно больше стимулирует самостоятельную работу и активную познавательную деятельность, чем частые напоминания о необходимости глубокого усвоения материала для успешной сдачи экзамена или даже для последующей работы по специальности. Заинтересованные студенты без принуждения
идут работать в студенческие научные кружки при кафедрах, подключаются к научно-исследовательской работе преподавателей, участвуют в изобретательстве и рационализации.