Практические методы обучения

Практические методы обучения - способы овладения учебным материалом па основе упражнений, лабораторных и практических работ, а также выполнения студентами исследовательских заданий.

К практическим методам обучения относятся:

• упражнения;

• лабораторные работы;

• практические занятия;

• графические работы;

• исследовательские работы.

Упражнения - это сознательное, многократное и все более усложняющееся повторение студентами определенных действий и операций (умственных, практических). С их помощью у студентов развиваются умения и навыки.

Упражнения могут быть индивидуальными и коллективными.

По своему дидактическому назначению упражнения подразделяются на:

• устные упражнения;

• письменные упражнения;

• графические упражнения;

• технические упражнения;

• комплексные упражнения.

Суть их состоит в следующем:

Устные упражнения используются при изучении всех предметов: устные упражнения по литературе, истории, физики, педагогики, психологии, философии и т.д.
Письменные упражнения развивают умения грамотно и быстро писать конспекты, составлять рефераты и научные статьи.

Графические упражнения позволяют студентам развивать умения чертить, составлять таблицы, диаграммы, схемы.

Технические упражнения приучают студентов работать с техническими устройствами и механизмами, обращаться с металлом, деревом, стеклом и другими материалами.

Комплексные упражнения формируют сложные умения и навыки, развивают профессионализм.

В зависимости or учебной цели упражнения бывают:

• вводные;

• пробные;

• основные;

• тренировочные;

• творческие;

• контрольные.

Каждый вид упражнения имеет свою дидактическую цель и определяет взаимодействие преподавателя и студентов.

• Во время вводных упражнении преподаватель объясняет и показывает действие, а студенты повторяют его вслед за ним.

Пробные упражнения применяются, когда новый учебный материал еще недостаточно усвоен, а умения только еще формируются.

Основные упражнения служат для отработки умений, навыков и действий в целом.

Тренировочные упражнения - это самостоятельно выполняемые действия с постепенным усложнением их.

Творческие упражнения - это применение знаний, умений и навыков в новых ситуациях, и решении задач с неполными данными.
• Контрольные упражнения - устанавливает уровень развития умений и навыков, правильность и скорость выполнения действий.

● Лабораторные работы - учебная деятельность, при которой студенты под руководством преподавателя лично проводят натурные или имитационные эксперименты, а лабораторных занятиях происходит соединение теории с опытом.

Лабораторные работы служат для:

• приобретения студентами навыков работы с измерительной аппаратурой, лабораторным оборудованием, вычислительной техникой;

• практического освоения методики измерений и проведения экспериментальных исследований в конкретной предметной области знаний;

• установления соответствия результатов экспериментальных исследований теоретично прогнозируемым, выявления и объяснения причин их расхождений;

• формирования умений обработки и оформления результатов измерений и исследований; умений научною обоснования полученных результатов и умений их защищать.

Название тем лабораторных занятий определяется рабочей учебной программой дисциплины.

Совокупность лабораторных занятий по дисциплине учебного плана должна представлять единый лабораторный практикум, спланированный по единому замыслу. Целевые установки и задачи исследований усложняются с переходом студентов с младших курсов на старшие.

Лабораторные занятия проводятся в лабораториях, которые оснащены необходимым оборудованием и вычисли­тельной техникой, которые требуют значительных расходов. Лабораторные установки создаются на протяжении длительного времени, как правило, на основе научных экспериментов.
Все это обязывает преподавателей, лаборантов и студентов с особенным вниманием относиться к этому виду занятий.

● Практические занятия имеют цель сформировать у студентов умения и навыки применения знаний в ситуациях, приближенных к профессиональной деятельности. К ним можно отнести: замеры, сравнения, определение признаков и

Практические занятия по своей цели аналогичны лабораторным работам, но отличаются спецификой учебных предметов.

Основные этапы практических занятий:

• объяснение преподавателя (теоретическое осмысление практического задания);

• показ (инструктаж);

• проба (два-три студента выполняют практическое задание, остальные наблюдают);

• групповое выполнение практического задания (каждый студент самостоятельно выполняет задание);

• контроль (прием и оценивание задания).

● Графические работы - формируют умения студентов отображать свои знания в виде чертежей, графиков, диаграмм, таблиц, иллюстраций, эскизов, набросков с натуры.

● Исследовательские работы – предполагают расширение знаний студентов путем решения нестандартных заданий, проектов, проблем, создания программ и моделей постановки и проведения экспериментов, выполнения курсовых проектов и работ, а затем и дипломных работ (проектов).

Пробуждение у студентов интереса к науке значительно больше стимулирует самостоятельную работу и активную познавательную деятельность, чем частые напоминания о необходимости глубокого усвоения материала для успешной сдачи экзамена или даже для последующей работы по специальности. Заинтересованные студенты без принуждения


идут работать в студенческие научные кружки при кафедрах, подключаются к научно-исследовательской работе преподавателей, участвуют в изобретательстве и рационализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: