Методика подготовки и чтения лекции

Методика работы преподавателя по подготовке лекции читавшаяся студентам, или готовится к очередному чтению ранее читавшаяся лекция в прошлом семестре или перед студентами другого факультета. Существуют определенные требования к подготовке вводной и заключительной лекций.

Главным условием качественного проведения любого занятия является хорошее знание преподавателем материала преподаваемого предмета. Поэтому работа по глубокому освоению содержания учебного материала является одной из важнейших задач предварительной подготовки к проведению лекций.

В общем случае при подготовке любой лекции преподаватель должен:

• уяснить тему лекции, определенную учебной программой и тематическим планом, ее место в учебной дисциплине, в данном разделе;

• уточнить учебные и воспитательные цели данной лекции;

• осуществить отбор или уточнить ранее отобранный учебный материал, выносимый на лекцию;

• составить и уточнить план лекции, как тот, который будет сообщен студентам в начале лекции, так и тот, который будет использоваться лично преподавателем, то есть более подробный, с вопросами и подвопросами, пунктами и подпунктами;

• расположить отобранный материал в логически стройную систему в соответствии с планом;
отобрать и продумать иллюстрации к изложению материала (плакаты, схемы, использование технических средств обучения и классной доски);

• продумать и сформулировать контрольные вопросы для студентов, если такие предполагаются задавать на лекции;

Наиболее полная проработка всех вопросов требуется в случае подготовки новой лекции. Если же лекция ранее читалась данным преподавателем или другим преподавателем кафедры и методические материалы (текст, конспект, план-конспект и соответствующее отражение материала лекции в частной методике) имеются па кафедре, то лекцию нужно только подработать с учетом новых условий (новый состав студентов, новые данные науки, опыт прошлого чтения лекции и т.д.).

Однако разработка новых лекций осуществляется не накануне их чтения студентам, а заранее. При этом разрабатывается не одна отдельная лекция, а все лекции учебной дисциплины или цикл лекций по одному разделу.

При разработке новой лекции из перечисленного выше наиболее важным является отбор учебного материала и составление плана лекции.

Перечень вопросов, которые студенты должны изучить по данной теме, определен программой. Вместе с тем, не все вопросы программы выносятся на лекцию. Часть вопросов может быть выделена на другие виды занятий, на самостоятельную работу студентов. Как правило, это второстепенные легко усваиваемые вопросы, фактический материал. Преподаватель, разрабатывающий лекцию, предлагает распределение учебного материала программы по видам занятий, отбирая тем самым материал на лекцию. Его предложение обсуждается на заседании кафедры или предметно-методической комиссии, утверждается заведующим кафедрой и находит отражение в частной методике преподавания учебной дисциплины.
Исключительно важную роль играет отбор не только теоретического материала, но и практических примеров, иллюстрирующих основную мысль или теоретическое положение, показывающее связь теории с практикой.

После того, как отобран учебный материал, который должен быть изложен, для преподавателя наступает следующий этап подготовки к занятиям - выбор методики изложения, т.е. выбор путей и методов наиболее компактного по времени, доходчивого и убедительного донесения учебного материала до аудитории. Поиск наиболее простого изложения учебного материала — это не одноразовый акт, над этим необходимо работать все время пока проводятся занятия по данному предмету.

При выборе методики изложения необходимо определить, идти ли при изложении материала от общего к частному или от частного к общему, т.е. применять индуктивный или дедуктивный метод изложения.

При изложении математики и инженерных дисциплин важное значение имеет простота математического доказательства, выразительность формул, графиков, схем.

Тексты всех лекций, читаемых на кафедре, составляют учебно-методический фонд и являются приложениями к частной методике преподавания учебной дисциплины. Поэтому впервые разрабатываемые лекции должны быть написаны текстуально, обсуждены на заседаниях кафедры и утверждены заведующим кафедрою. Такие тексты являются официальными документами, содержащими изложение основных вопросов программы, и рассчитаны на несколько лет.

Работая над текстом лекции, с которым преподаватель готовится выступить перед студентами, он тщательно продумывает все мелкие вопросы, вплоть до интонаций, с которыми должны быть произнесены отдельные фразы. Исключительно важным при проведении всех видов занятий, особенно при чтении лекций, является качество речи и выразительность языка преподавателя.
Поэтому над техникой и культурой речи необходимо работать постоянно. Некоторые преподаватели, как начинающие, так и опытные, проводят репетиции своих лекций перед их чтением студентам в учебных помещениях или в специально оборудованных методических кабинетах, используя магнитофоны, диктофоны, телекамеры. Такие репетиции позволяют проверить реальность плана лекции по времени потренироваться в ораторском искусстве, в использовании наглядных пособий, технических средств обучения, классной доски и т.д.

При подготовке к занятию необходимо подобрать литературу для самостоятельного изучения студентами.

Непременным элементом подготовки преподавателя к занятиям является изучение рабочего места, где он будет проводить занятия. Он должен просмотреть качество средств обучения, вспомнить порядок включения и работы материальной части и т.п.

Преподаватель обязан позаботиться о своем внешнем виде, одежде, прическе, обуви.

Перед началом проведения каждого занятия, особенно перед чтением лекции, преподавателю необходимо внутренне настроиться, психологически подготовиться к проведению занятия. Его ничто и никто не должен отвлекать от предстоящей работы со студентами.

Лекция начинается с краткого вступления, в котором преподаватель доводит до аудитории тему лекции, ее роль в системе подготовки специалиста, целевую установку и план лекции. Дается краткая характеристика учебной литературы, которая рекомендуется. При этом устанавливается необходимый контакт с аудиторией, возбуждается ее интерес, завоевывается внимание.

В основной части лекции при изложении очередного вопроса плана преподаватель формулирует проблему, которая рассматривается, устанавливает ее связь с ранее изученным материалом, учебными дисциплинами, которые
обеспечивают будущую профессиональную деятельность специалиста.

Каждый вопрос нужно четко формулировать, объяснять его постановку, а после изложения делать выводы. При переходе к следующему вопросу нужно предусматривать логическую связку с предыдущим. В конце лекции должно быть заключение и выводы по всему материалу.

Хорошо воспринимается лекция, на которой преподаватель свободно излагает материал, практически не прибегая к своему конспекту. Помощь ему в этом оказывает рабочая запись, которую нужно делать при окончательной подготовке к лекции накануне ее чтения.

Лекция должна строиться по правилам разговорной речи, однако не той, которая используется в быту, а по правилам научной разговорной речи. Недопустимо в лекциях использование терминов технического жаргона, искажения слов, постановка неправильных ударений. Нежелательны длительные речевые обороты, используемые в научной и учебной литературе.

Давая определения и формулировки, преподаватель замедляет темп изложения, приближая его к диктовке, и допускает повторение.

Большое значение в лекции имеет темп изложения материала. У опытного преподавателя темп изложения на протяжении лекции никогда не бывает постоянным. Он им варьирует от быстрой разговорной речи до диктовки. Считается средний темп чтения лекции для студентов младших курсов - 40—45 слов в минуту, для студентов старших курсов - 50-60 слов в минуту.

В конце изложения каждого вопроса преподаватель делает паузу и спрашивает: «Есть ли вопросы?». Убедившись, что материал понят студентами, он излагает следующий вопрос.

Большое воспитательное значение имеет поведение преподавателя перед аудиторией. Беспристрастное и монотонное изложение учебного материала вызывает у
студентов безразличие и не способствует усвоению. Вместе с тем, чрезмерная эмоциональность, сопровождаемая излишней жестикуляцией или мимикой, отвлекает внимание студентов от излагаемого материала. Нужно уметь выбирать линию поведения, соответствующую характеру излагаемого материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: