Организация лекционных занятий

Лекция важнейшая форма обучения студентов.

Обычная лекция читается в течение двух академических часов (две 45-минутки) с пятиминутной паузой. Наряду с традиционными лекциями информационного характера студентам читаются так называемые проблемные лекции, лекции - визуализации, диалогические лекции, лекции с предварительно запланированными ошибками, лекции - пресс-конференции, обзорно-установочные лекции и др.
Каждая лекционная форма требует особой организации.

• На проблемной лекции преподаватель создает предварительно запланированные проблемные ситуации и при помощи методических приемов приглашает студентов к совместному обсуждению и поиску путей решения этих проблем. Значение проблемной лекции состоит не только в том, что она активизирует познание студентов, но и в том, что она мотивирует их творческую деятельность.

Лекция-визуализация формирует способность студентов творчески перерабатывать устную и письменную учебную информацию в наглядный образ за счет систематизации и выделения наиболее существенных изначительных элементов содержания темы, а также искусства развертывать этот образ по мере необходимости в систему адекватных мыслительных, расчетных и практических действий.

Лекция диалог выдвигает повышенные требования к обоим преподавателям, которые будут обговаривать теоретические проблемы с разных позиций и искать совместное решение этих проблем. Преподаватели должны в совершенстве владеть учебным материалом, обладать хорошо развитыми коммуникативными умениями, способностью к импровизации и быстрой реакцией. Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает как умственный, так и поведенческий отклик у студентов, вовлекает их в обсуждение темы.

Лекция с предварительно запланированными ошибками стимулирует студентов к более глубокому анализу содержания темы, наблюдательности и поиску "замаскированных" ошибок. На разбор ошибок отводится 1.0 - 15 минут. Такая интеллектуальная игра студентов с преподавателем создает повышенный эмоциональный фон, активизирует познавательную деятельность студентов, придает ей творческий характер.
Лекция пресс-конференция вырабатывает у студентов умения выявлять и грамотно формулировать проблему. Назвав тему лекции, преподаватель предлагает студентам задать ему вопросы по данной теме. Каждый студент обязан в течение 2-3 минут сформулировать вопрос, который, по его мнению, был бы наиболее важным, и в письменном виде передать преподавателю. На полученные вопросы преподаватель дает ответы, которые затем обсуждают студенты.

Обзорно-установочная лекция содержит несколько проблем или разделов, которые частично раскрываются. Студентам даются рекомендации для самостоятельной работы по изучению специальной литературы.

На кафедре по каждой дисциплине создается лекционный фонд, который состоит из полных текстов всех форм и видов лекций. Если имеется учебник или учебное пособие, которое полностью соответствует программе учебной дисциплине, то лекционного фонда по этой дисциплины может и не быть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: