Культура педагогического общения

Педагогическое общение система социально-психологического взаимодействия преподавателя и студентов, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация таких взаимоотношений, которые обеспечивают успешность обучения, воспитания и развитие личности.

Профессионализм общения преподавателя состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть трудности общения и обрести уверенность в качестве полноправных партнеров преподавателя. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и интеллектуально развивающим.

За неуспехами в учении студентов часто кроются неуспехи в общении с преподавателем. И чем старше студенты, тем более повышенные требования предъявляют они к преподавателю в сфере организации взаимоотношений. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дистанцию, а обмен со студентами духовными ценностями.
Общий язык со студентами это не язык дидактики, а язык доверия и взаимопонимания.

Результат общения со студентами определяется уров­нем развития коммуникативности преподавателя.

Коммуникативность преподавателя - это совокупность определенных качеств личности, которые способствуют передаче, восприятию, освоению направленной на обучение и воспитание студентов педагогической информации

Коммуникативность имеет различные уровни проявления. Гипертрофированная коммуникативность проявляется посредством гиперкоммуникативности (стремление стать центром общения, неадекватное понимание позиции партнера, игнорирование его точки зрения) и гипокоммуншатшности (неспособность нормально контактировать, организовывать обратную связь с собеседником). Если гиперкоммуникативность делает собеседника надоедливым, то в результате гипокоммуникативности общение, как правило, прекращается, партнеры чувствуют внутренний дискомфорт и неудовлетворение его результатом. Такие крайности естественно не отвечают требованиям педагогического общения.

Коммуникативность преподавателя реализуется с помощью разнообразных средств - знаковых систем. Их подразделяют на вербальные (словесные) и невербальные (бессловесные) средства общения.

Вербальная коммуникация преподавателя и студентов осуществляется в процессе речевого общения. Речь - основной способ общения, взаимопонимания между преподавателем и студентами. Слово преподавателя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Невербальная коммуникация преподавателя (мускульная мобилизованность, мимика, пантомимика,) осуществляется, как правило, несознательно, по весьма быстро воспринимается студентами.

Мускульная мобилизованность - обязательное условие начала общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности в подтянутости спины. Мускульная мобилизованность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизует и самих студентов на предстоящее общение.

Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд преподавателя оказывают на студентов более сильное воздействие, чем слова. Выражение лица должно соответствовать характеру речи, подчеркивать радость и одобрение или недовольство и осуждение. Широкий диапазон чувств и отношений к студенту выражает улыбка преподавателя. Преподавателю необходимо внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд преподавателя должен быть обращен к студентам, создавая и укрепляя визуальный контакт. Надо избегать обращения к окнам, потолку, стенам. Нужно стремиться держать в поле зрения всех студентов.

Пантомимика (движение рук, ног, головы, тела) помогает преподавателю выделить главное, нарисовать образ, заострить внимание аудитории. Красивая, выразительная осанка преподавателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности преподавателя в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его нерешительности и неуверенности.

Преподавателю необходимо выработать манеру правильно стоять перед студентами на лекции. Все движения и позы должны привлекать студентов своим изяществом и простотой.
Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо, садиться на стол или парту

Жесты преподавателя должны быть сдержанными, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые движения рук и скупая жестикуляция.

Экспрессия лица и фигуры преподавателя, манера одеваться, особенности прически, а также приемы прикосновения, различные движения рук и ног, характер взгляда передают студентам соответствующую информацию и усиливают педагогическое воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: