Сущность и критерии педагогических инноваций
Педагогическая профессия требует научного поиска, анализа, обобщения передового опыта, применения нововведений (инноваций) в сфере обучения и воспитания.
Инновация (от итал. innovatione - новизна, нововведение) - новые формы организации труда и управления, новые виды технологии.
Инновационная деятельность в Украине предусмотрена проектом Концепции государственной инновационной политики (1997) и проектом Положения «О порядке осуществления инновационной деятельности в системе образования» (1999).
Инновация образования - целенаправленный процесс частичных изменений, которые ведут к модернизации цели, содержания, методов, форм обучения и воспитания, адаптации процесса обучения к новым требованиям.
Сущностью инноваций в учебно-воспитательной работе является внедрение достижений психолого-педагогической науки в практику, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Главной движущей силой инновационной деятельности в высшей школе является педагог-новатор. Основным условием такой деятельности является инновационный потенциал педагога, который включает его:
|
|
• творческую способность генерировать новые представления и идеи;
• высокий уровень интеллекта и образованности, разносторонность культурно-эстетических интересов;
• открытость личности педагога к новому пониманию и восприятию педагогических идей, мыслей, направлений, течений.
Инновационная деятельность преподавателя высшей школы определяется критериями педагогических инноваций:
• новизна, которая позволяет определить уровень новизны опыта. Различают абсолютный, локально-абсолютный, условный, субъективный уровни новизны;
• оптимальность, которая способствует достижению высоких результатов при наименьшей затрате времени, физических и умственных сил,
• результативность и эффективность, которые показывают определенную устойчивость позитивных результатов в деятельности преподавателя;
• возможность творческого применения в массовом опыте, которая позволяет использовать новый педагогический опыт на различных кафедрах.