Основные черты педагога

Высокое гуманистическое назначение профессия педагога издавна признавалось прогрессивным человечеством.

Великий чешский педагог Я.-А.Коменский (1592-1670) находил должность учителя "настолько превосходной, как никакая под солнцем".

Хороший учитель, подчеркивал немецкий педагог Ф.-А.Дистервег (1790 - 1866), твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от своих требований, он проводит культурно-воспитательную работу среди населения.

Известный русский педагог К.Д.Ушинский (1824 -1870) писал, что личность учителя - это "плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно", "личность воспитателя значит все в деле воспитания".

Выдающийся писатель Л.Н.Толстой (1828 - 1910) считал основным качеством народного учителя любовь к педагогическому труду и к детям, а также педагогический талант.

Талантливый украинский педагог В.А.Сухомлинский (1918 - 1970) подчеркивал: "Учитель - это не только человек, передающий своим ученикам определенную сумму знаний и умений. Учитель является для учеников путеводным огоньком, светочем, искрой, от которой в сердцах детей разгорается пламя любви к науке, стремление к знанию, к развитию личных способностей, дарований, талантов".

Современные требования к педагогу Украины сформулированы в законе "Об общем среднем образовании"


(1999 г.). В законе подчеркивается: "Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, которое имеет соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляет педагогическую деятельность, обеспечивает результативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которой позволяет выполнять профессиональные обязанности в заведениях среднего образования".

Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать свое время. Государство м общество доверяют педагогам обучение, воспитание молодежи - свою надежду и свое будущее.

Главной фигурой учебно-воспитательного процесса в вузе является личность преподавателя. Его личный пример - могучий фактор влияния на студентов. Общаясь со студентами, он воспитывает их и обучает, развивает способности и профессиональные качества.

Личность преподавателя - это сочетание универсаль­ных и необыкновенных свойств, которые создают ему авторитет среди студентов.

К основным свойствам личности. преподавателя можно отнести: педагогическую направленность, особенности темперамента, характер, педагогическое мастерство.

Наиболее полно внутренний и внешний потенциал личности преподавателя характеризуется педагогической направленностью. Она определяется убежденностью в социальной значимости профессии педагога, научным мировоззрением, высокими ценностными ориентациями, гражданской ответственностью преподавателя.

В основе педагогической направленности преподавателя лежат потребности в педагогической деятельности, интерес и увлеченность педагогической работой, уважение к студентам, потребность в постоянном совершенствовании методики воспитания и обучения студентов.
Педагогическая деятельность предъявляет определенные требования к типу высшей нервной деятельности и темпераменту преподавателя. Это обусловлено тем, что ему нужно быть трудоспособным, активным, энергичным человеком. Он должен быстро восстанавливать свои силы, легко переключаться с одного вида деятельности на другой, выдерживать большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, сдерживать свои эмоциональные порывы в общении со студентами. Преподавателю работается всегда легче, если он обладает сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой.

Характер преподавателя отражают его моральные, интеллектуальные, эмоционально-волевые качества, его отношения к людям, своей работе и самому себе.

Исследователи пытаются определить идеальный характер преподавателя. Среди наиболее значимых черт личности чаще всего называют (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, внимательность, воспитанность, выдержанность, гибкость поведения, гражданственность, гуманизм, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, инициативность, коллективизм, критичность ума, логичность мышления, наблюдательность, настойчивость, организованность, ответственность, патриотизм, педагогическая эрудиция, порядочность, правдивость, принципиальность, решительность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, стремление к самоусовершенствованию, тактичность, требовательность, чувство нового, чувство собственного достоинства, щедрость души, эмоциональность и др.

Естественно, характер преподавателя постоянно совершенствуется. Он должен быть весьма восприимчивым и динамичным, готовым принять позицию студента и играть ту роль, которая лучшим образом соответствует учебно-воспитательной цели.

В целом роль преподавателя однозначна, но она содержит в себе множество ролевых оттенков, и в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей студентов, учебно-воспитательной цели и других факторов, преподаватель выступает в качестве: агитатора, артиста, воспитателя, героя, диктатора, докладчика, друга, инициатора, инструктора, информатора, исполнителя, исследователя, консультанта, контролера, критика, лидера, мастера, мыслителя, наблюдателя, наставника, образца для подражания, обвинителя, оратора, организатора, писателя, проповедника, просветителя, психолога, психотерапевта, рассказчика, редактора, романтика, руководителя, советника, слушателя, собеседника, специалиста, судьи, товарища, тренера, ученого, экзаменатора, эксперта, экспериментатора и т.п.

Положительные качества характера способствуют формированию педагогического мастерства преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: