Реформа высшей школы России обусловлена необходимостью реконструкции системы образования в соответствии с экономическими и политическими изменениями в жизни общества.
Изменяется структура высшего образования России, обновляется его содержание.
Вводятся новые для российских вузов квалификации выпускников - бакалавр, магистр, подтвержденные соответствующими дипломами государственного образца.
С начала 90-х годов во многих вузах России введена многоуровневая система высшего образования, которая призвана диверсифицировать существующую систему и придать ей большее разнообразие. Диверсификация - введение различных по уровню и содержанию профессиональных образовательных программ на базе широкой подготовки специалистов. Такая система
дает возможность каждому гражданину повысить свою социальную мобильность в условиях меняющейся конъюнктуры рынка труда.
Основными преимуществами многоуровневой структуры высшего образования России являются следующие:
• реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;
|
|
• значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;
• повышение образованности выпускников, подготовка к «образованию через всю жизнь» в отличие от бывшего «образования на всю жизнь»;
• свобода выбора «траектории обучения» и отсутствие тупиковой образовательной ситуации»
• возможность эффективной интеграции со средним общеобразовательным и средним профессиональным образованием;
• стимулирование значительной дифференциации среднего образования;
• широкие возможности для последипломного образования;
• возможность интеграции в мировую образовательную систему.
За основу новой структуры высшего образования взята многоуровневая система США, которая вобрала в себя лучший мировой педагогический опыт.
В России многоуровневая система высшего образования представляет собой три уровня.
Первым уровнем высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое осуществляется образовательной программой в объеме не менее первых двух лет обучения.
Второй уровень высшего профессионального образования является образование, которое осуществляется вузом по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр».
Третий уровень высшего профессионального образования осуществляется вузами по основной профессиональной программе двух типов, обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификации - «инженер», «учитель» и т.п.
|
|
Особое место при введении в вузах многоуровневой системы образования занимает подготовка магистров.
При подготовке магистра на первое место выходя! задачи профессионализации, основанные на усилении индивидуализации обучения и приобщения студентов к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В новых условиях в России решаются проблемы автономизации вузов, практически реализуется принцип альтернативного образования, включая создание учебных заведений разных уровней и форм собственности.
Стратегической целью в развитии высшего образования в России являются реальная интеграция вузовской науки с академическим и отраслевым научным потенциалом; освоение новых информационных технологий, включая электронную почту, компьютерные комплексы, электронные учебники, базы данных и знания систем автоматического проектирования, обучения и научных исследований.
В 2001-2003 годах в России осуществлялся эксперимент по введению Единого национального экзамена, который существенно изменяет ситуацию: абитуриент может иметь дело не с одним, а с несколькими вузами, а сами вузы - с теми будущими студентами, которые в наибольшей степени отвечают их учебному и научному профилю.
Создается инвестиционная база образования, направленная на переход от режима бюджетного содержания своей системы образования к режиму инвестирования в нее с учетом изменений на рынке труда.
Реализуются государственные именные финансовые обязательства
(ГИФО), представляющие собой гибкие инструменты адресной социальной поддержки студентов.
В России до 2005 году откроется 50 региональных центров интернет - образования, где будут обучаться более 250 тысяч педагогов.