Высшее образование в Великобритании

Английская система высшего образования управляется государственным органом - Департаментом образования и науки. В настоящее время государство оплачивает 80% текущих и 90 % капитальных расходов университетов.

К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.
В начале 70-х годов XX ст. в Великобритании сформировалась бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, с другой политехническими колледжами и другими учебными заведениями общественного сектора высшего образования.

По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Примерами коллегиальных университетов могут быть - Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения.

Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится на триместры по 8 — 10 недель каждый. Продолжительность летних каникул четыре месяца - с 1 июня по 30 сентября.

Основными видами занятий а вузах Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод обучения, предполагающий занятия с 2-10 студентами, которые проводят с тьютором не реже одного раза в неделю). Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Практические занятия вынесены за рамки учебного плана, но проводятся по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве чередуется с теоретическим обучением.

Создание Открытого университета (1969) явилось началом развития в стране высшего заочного образования. Открытый университет - это первый в мире университет дистантного обучения. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле - и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных письменных заданий (15%).

В университетах проводится два основных экзамена - в конце 1-го и 3-го годов обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается вид и уровень присваемой степени - первой или высшей.
Первая степень по гуманитарным и естественным наукам - бакалавр (курс обучения -3-4 года). Высшая степень - магистр наук, искусств и философии. Степени магистра наук или искусства присваиваются после получения степени бакалавра и дальнейшего обучения (1-2 года) или выполнения научно-исследовательской работы.

Степень доктора философии рассматривается как первая ученая степень в Англии. Она присваивается после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет.

За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы.

В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании, включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90 % абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах Оксфорда и Кембриджа проводятся конкурсные вступительные экзамены.
Реформа высшего образования в Великобритании проводится в соответствии с Законом о дальнейшем и высшем образовании (1992). Она предполагает:

• создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;

• дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;

• установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;

• расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны;

• упраздняется бинарная система и утверждается единая модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам статус университета;

• особое место отводится Открытому университету, который является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных специалистов по форме неполного учебного дня через дистанционное (дистантное) обучение;

модернизация высшего образования Великобритании предполагает дальнейшую компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме.
7.3. Высшее образование в Германии

Высшее образование в Германии имеет давние традиции. Первый немецкий университет был основан в 1386 году в г. Гейдельберге. Концепция традиционного немецкого университета базируется на неогуманистической теории В.Гумбольдта, в соответствии с которой университет является центром развития и пропаганды знаний, подготовки высококвалифицированных кадров.

Абитуриенты не сразу после школы стремятся поступать в высшие учебные заведения. Они вначале предпочитают поработать и приобрести определенный профессиональный опыт.

После объединения ФРГ и ГДР в 1992 - 1993 учебном году в Германии насчитывалось 318 заведений высшего образования разного уровня: 91 обычный и один общеобразовательный университеты, 11 педагогических, 19 теологических, 43 искусствоведческих и 153 технических и специализированных вузов. Из них в негосударственный сектор входили 6 университетов, 17 теологических заведений, 2 художественных колледжа, 35 высших

В современной системе высшего образования ФРГ представлены университеты трех типов. Первый тип -старейшие университеты, история которых уходит в средневековье. Первоначально в них были философский, теологический и факультет права; позднее открылись факультеты: естественнонаучный, естественно-политический, гуманитарный и экономический. Второй тип -технические университеты и школы. Третий тип - новые учебные заведения. Предпосылкой высокого уровня университетского образования служат требования к абитуриентам - принимаются только выпускники гимназий.

Система высшего образования обеспечивает студенту максимальную свободу в выборе своего учебного плана. Все учебные планы имеют вспомогательный и рекомендательный характер.
Студент имеет право выбирать не только предметы, но и последовательность их изучения в границах учебного процесса данного университета. Присутствие студентов на лекциях необязательно. Особенностью высшего образования в ФРГ является то, что студент может сдавать экзамены сразу же после окончания курса или в другое удобное для него время.

В условиях переполнения университетов (в среднем соотношение студентов и преподавателей составляет 1:15), студенту становится все труднее разрабатывать самостоятельные программы, срок обучения удлиняется, отсев увеличивается, часто происходит смена специальностей.

Высшие профессиональные школы обеспечивают подготовку специалистов чисто прикладного характера, главным образом, по техническим и экономическим специальностям. В этих школах более строгая регламентация учебного процесса, Посещение лекций является обязательным, аудиторная нагрузка выше, чем в университетах (в среднем составляет 30-32 часа в неделю). В процессе обучения студент сдает 40 экзаменов и зачетов.

Немецкие вузы заимствовали от высшей школы США систему учета успеваемости в семестровых недельных часах. Один семестровый недельный час означает, что студент занимается каким-либо предметом один час в неделю в течение семестра. За четырехлетний срок обучения в вузе студент набирает 150-160 кредитных часов.

Подготовка специалистов в области экономики в университете длится 4 года (восемь семестров) и делится на две части: 1) «Grundstudiums» и 2) «Hauptstudiums».

В процессе двух семестров первой части обучения студенты изучают общеобразовательные предметы, получают базовые знания в области экономики и сдают письменные экзамены. За сдачу каждого предмета студент
получает свидетельство об успешной сдаче (9 обязательных экзаменов для получения общего зачета). После зачета студент решает, какой учебный курс он хотел бы закончить.

В процессе последующих двух семестров студент добирает себе учебные предметы в границах своей специальности (4 обязательных предмета и один по выбору). После окончания обучения студент обязан получить 4 свидетельства об успешной работе на семинарах, пройти трехмесячную практику на предприятии и сдать преддипломный экзамен. Только после этого студенту дают тему диплома (с пяти предметов второй части обучения), над которой он работает не более чем 3 месяца.

Следующая стадия - проверка и оценка дипломной работы, после чего студент сдает экзамены по пяти предметам. Мри успешном прохождении всех стадий кандидату выдается диплом об окончании университета и присваивается ученая степень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: