1. Построить таблицу со строками и колонками:
В колонки внести типы ЦФО;
В строки внести оргзвенья (в соответствии с порядком справочника).
2. Проклассифицировать оргзвенья:
Двигаясь по колонкам матрицы, определить, к какому типу ЦФО может быть отнесено каждое оргзвено в зависимости от его функционального назначения;
В клеточке на пересечении Оргзвено/тип ЦФО установить знак соответствия (+);
Пример (на основе оргструктуры из раздела 1.2.2)
Оргзвенья | Тип ЦФО | |||
Центры инвестиций | Центры прибыли | Центры дохода | Центры затрат | |
1. Компания | + | + | ||
1.1. Генеральный директор | + | |||
1.1.1. Служба персонала | + | |||
1.1.1.1. Отдел кадров | + | |||
1.1.2. Служба маркетинга | + | |||
1.1.2.1. Отдел маркетинга | + | |||
1.1.2.2. Отдел продаж | + | |||
1.1.2.3. Отдел закупок | + | |||
1.1.2.4. Отдел рекламы | + | |||
1.1.2.5. Центр. Склад | + | |||
1.1.3. Служба производства | + | |||
1.1.3.1. Цех N№1 | + | |||
1.1.3.2. Цех N№2 | + | |||
1.1.3.3. Отдел технического обеспечения | + | |||
1.1.3.4. Транспортный отдел | + | |||
1.1.3.5. Отдел снабжения | + | |||
1.1.4. Служба финансов | + | |||
1.1.4.1. Бухгалтерия | + | |||
1.1.4.2. Финансовый отдел | + | |||
1.1.5. Административная служба | + | |||
1.1.5.1. Отдел безопасности | + | |||
1.1.5.2. Юр. отдел | + | |||
1.1.5.3. Секретариат | + | |||
1.1.5.4. АХО | + |
3. Сформировать состав ЦФО
Проанализировать оргзвенья, отнесенные к каждому типу ЦФО и сгруппировать их в соответствии с выбранным признаком в ЦФО;
Дать полученным таким образом ЦФО наименования (или номера);
Пример
1. Центры инвестиций — Компания
2. Центры прибыли — Компания
3. Центры дохода — Служба маркетинга
4. Центры затрат — Служба персонала, Служба производства, Служба финансов, Административная служба.
Анализируя группировки подразделений по типам ЦФО, становится видно, что и Центр инвестиций и Центр прибыли совпадают в одном лице — самом предприятии (Компания). Центр дохода в компании один (Служба маркетинга), и имеет свои внутренние Центры дохода (Отдел продаж) и Центры затрат (Отделы маркетинга, рекламы, закупок, склад). Остальные службы являются общефирменными — кадры, производство, финансы, административная. Все они отвечают каждая за свою функцию, и соответственно аккумулируют затраты того же функционального типа. Их можно преобразовать в ЦФО следующим образом.
Сформировать ЦФО «Производство», и в нем выделить группу подразделений, собственно производящих продукцию (Цеха), в один ЦФО «Завод», и группу подразделений, обслуживающих производство (Отделы), в другой ЦФО «Инфраструктура».
Далее создать ЦФО «Финансы» на базе одноименной службы.
И в заключение остается сформировать ЦФО «Администрация», в котором будет числиться Генеральный директор, отдел кадров и все подразделения Административной службы.[8]