Вопросы правопреемства Украины

Правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта (государства, организации и тому подобное) к другому.

12 сентября 1991 г. Верховная Рада приняла Закон Украины «О правопреемстве Украины». Он состоит из девяти статей и содержит такие основные положения.

С момента провозглашения независимости Украины вышестоящим органом государственной власти в Украине есть Верховная Рада.

К принятию новой Конституции Украины действовала Конституция УССР. Законы УССР и другие акты действуют на территории Украины, если они не противоречат законам Украины, принятым после провозглашения независимости Украины.

Органы государства, сформированные на основе Конституции УССР, действуют до создания органов государства на основе новой Конституции Украины.

Государственной границей Украины есть ее бывшая граница в составе СССР состоянием на 16 июля 1990 г.

Украина подтверждает свои обязанности по международным договорам, заключенными УССР к провозглашению независимости Украины, и является правопреемницей прав и обязанностей по договорам СССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам республики.

Украина дала согласие на обслуживание внешнего долга СССР состоянием на 16 июля 1990 г., в части, определенной государственным соглашением.

Украина не несет ответственности по кредитным договорам СССР, заключенными после 1 июля 1991 г. без согласия Украины.

Все граждане СССР, которые постоянно проживали на момент провозглашения независимости Украины на ее территории, есть гражданами Украины.

Исходя из Декларации о государственном суверенитете, Акта провозглашения независимости Украины, Верховная Рада 1 ноября 1991 г. приняла Декларацию прав национальностей Украины. Она состоит из небольшой преамбулы (вступления) и семи статей.

Статья 1 - устанавливает равноправие всех народов и наций Украины.

Статья 2 - гарантирует национальностям сохранения их традиционного поселения.

Статья 3 - предоставляет всем народам и национальным группам право свободного пользования родным языком во всех сферах жизни.

Статья 4 - устанавливает, что любая национальность имеет право исповедовать свою религию, использовать свою национальную символику, отмечать национальные праздники и отправлять традиционные обряды своих народов.

Статья 5 - закрепляет, что памятки истории и культуры народов и национальных групп на территории Украины охраняются законом.

Статья 6 - гарантирует всем национальностям право создавать свои культурные объединения.

Статья 7 - устанавливает, что национальные культурные объединения, представители национальных меньшинств имеют право на свободные отношения со своей исторической родиной.

2.1.5 Основные этапы конституционного процесса в Украине 1991-1996 г.г.

Начало новейшего конституционного процесса в Украине связывает с принятием Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., где утверждалось осуществление украинским народом его неотъемлемого права на самоопределение и провозглашались новые принципы организации публичной власти и правового статуса человека и гражданина2. В этом процессе можно выделить три основных этапа.

Первый этап новейшего конституционного процесса в Украине охватывает период от 16 июля 1990 г. до 26 октября 1993 г. На этом этапе начинает работа по подготовке проекта новой Конституции Украины. Хронологически она осуществлялась следующим образом.

24 октября 1990 г. Верховная Рада Украинской ССР образовала Конституционную комиссию (Комиссию по разработке новой Конституции Украинской ССР) в составе 59 лиц под председательством тогдашнего Главы Верховной Рада Украинской ССР Л. Кравчука1.

Комиссия разработала Концепцию новой Конституции Украины, где были сформулированы общеметодологические принципы будущей Конституции Украины. Концепцию постановила Верховная Рада Украинской ССР 19 июня 1991 г.

На основе Концепции Комиссия подготовила проект новой Конституции Украины, последний вариант которого датируется 26 октября 1993 г.

Параллельно с этим к действующей к тому времени Конституции Украинской ССР 1978 г. вносились изменения и дополнение с целью привести ее в соответствие к положениям Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. и Акта провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г. В связи с обострением политической ситуации, которое отобразилось в противостоянии разных ветвей власти, после 26 октября 1993 г. конституционный процесс было фактически перерван.

Второй этап начинается после завершения досрочных парламентских и президентских выборов и охватывает период с 10 ноября 1994 г. по 8 июня 1995 г.

Этот этап характеризуется восстановлением конституционного процесса. 10 ноября 1994г. Верховная Рада Украины утверждает новый состав Конституционной комиссии, сопредседателями которой стали Президент Украины Л. Д. Кучма и Глава Верховной Рады Украины О. О. Мороз.

Одновременно с разработкой проекта Конституции Украины на втором этапе необходимо было решить вопрос об установлении (к принятию Конституции Украины) временного конституционного правопорядка. Это было обусловлено тем, что к Конституции Украинской ССР 1978 г. в разное время вносилось много несогласованных между собой изменений и дополнений, вследствие чего она превратилась на внутренне противоречивый документ. В связи с этим возникло состояние конституционной неопределенности, когда разные статьи Конституции Украины по-разному определяли принципиальные положения относительно организации власти в Украине (например, ст. 2 закрепляла советскую модель организации власти, а ст. 93 - организацию власти на принципе деления власти).

Завершился второй этап 8 июня 1995 г. заключением Конституционного Договора между Президентом Украины и Верховной Радой Украины об организации государственной власти и местного самоуправления на период до принятия новой Конституции Украины. Конституционный Договор дал возможность создать условия для ускорения конституционного процесса в Украине.

Третий этап охватывает период от 8 июня 1995 г. (подписание Конституционного Договора между Верховной Радой Украины и Президентом Украины "Об основных началах организации и функционирование государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятию новой Конституции Украины") до 28 июня 1996 г. (принятие Конституции Украины Верховной Радой Украины). В юридической литературе обращается внимание на то, что на последнем этапе конституционный процесс в Украине характеризуется важными особенностями, которые редко случаются в конституционной практике. Это, в частности:

а) создание Рабочей группы по подготовке проекта новой Конституции Украины в июле 1995 г. из числа специалистов в области конституционного права;

б) создание Конституционной комиссией Украины на своем заседании 24 ноября 1995 г. Рабочей группы по подготовке проекта новой Конституции Украины из числа членов Конституционной комиссии (фактически для доработки проекта, представленного первой Рабочей группой);

в) одобрение Конституционной комиссией Украины проекта Конституции, который представила эта Рабочая группа, и передача его вместе с замечаниями и предложениями членов Конституционной комиссии на рассмотрение в Верховную Раду Украины;

г) создание Верховной Радой Украины 5 мая 1996 г. Временной специальной комиссии для доработки проекта Конституции Украины;

д) коллективное обсуждение (на пленарном заседании Верховной Рады Украины, которое проходило почти целые сутки) статей проекта Конституции Украины и принятие новой Конституции Украины квалифицированным большинством голосов;

є) завершающее редактирование текста Конституции аппаратом Верховной Рады Украины и торжественное подписание текста Конституции Президентом Украины и Главой Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: