Конституционная форма правления, государственного строя и политического режима Украины

В ст. 1 КУ провозглашено: "Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство".

Суверенность и независимость государства означают, что ее власть является верховной, полной, самостоятельной и неделимой в отношениях, которые имеют место в пределах границ государства, а также ее независимость и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами. Такие фундаменты обеспечивают полноту законодательной, исполнительной и судебной власти в государстве, а также неподчинение и неподотчетность этого государства иностранным государствам в международных отношениях.

Демократизм в Украине предусматривает создание благоприятных условий для широкого и реального участия граждан в управлении делами государства и общества, для обеспечения разнообразной политической и культурной жизни и тому подобное.

Говоря об Украине как о социальном государстве, нужно исходить из того, что человек – наивысшая социальная ценность в государстве ст. 3 КУ, государство заботится о социальной защите своих граждан, что ее политика должна направляться на создание доступных систем образования, здравоохранения и социальной защиты, надлежащей поддержки малообеспеченных слоев населения.

Правовое государство - это государство, в котором главенствует право; где деятельность государства, ее органов и должностных лиц осуществляется на основе и в границах, определенных правом; где не только лицо отвечает за свои действия перед государством, но и государство несет реальную ответственность перед лицом за свою деятельность и ее последствия.

В Украине установлена республиканская форма правления (ч. 1 ст. 5 КУ). Республиканская форма правления заключается в такой организации государственной власти, по которой органы государственной власти избираются народом или формируются органами, избранные народом. В Украине глава государства - Президент, парламент - Верховная Рада - избираются гражданами Украины на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет и четыре года соответственно.

Носителем суверенитета и единственным источником власти признается народ Украины ст. 5 КУ.

Свою власть народ может осуществлять по-разному:

1) непосредственно, когда сам выражает свою волю в предусмотренных Конституцией и законами процессуальных формах (на общегосударственном уровне это может происходить в форме выборов или референдума);

2) через своих представителей, которых избирает в органы государственной власти и органов местного самоуправления.

Соответственно ст. 6 КУ государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Необходимо, чтоб все ветви власти имели четко определенную компетенцию и не допускалась возможность попыток отдельных ветвей власти выполнять несвойственные им функции. Реализация этого принципа призвана предотвратить концентрацию всей государственной власти в руках одного лица или одного органа, что, как показывает исторический опыт, приводит к своеволию в руководстве государством и обществом.

Государственная территория Украины - суша, воды, недра и воздушное пространство, на которые распространяется государственный суверенитет Украины. Границы государственной территории определяются ее границами с соседними государствами.

Статус государственной территории определяют Конституция и законы Украины. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы в границах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа (ст. 13 КУ). Государственная территория является сферой действия нормативно-правовых актов Украины.

Важнейшие положения, которые касаются территории, государственной границы Украины, сформулированы в ЗУ "О государственной границе", от 18 декабря 1992 г.

Территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной. Существующее деление Украины является административно-территориальным, и отдельным административно-территориальным единицам предоставлена лишь административная автономия или специальный статус (Автономная Республика Крым, города Киев и Севастополь).

Украина как централизованное унитарное государство разделяется на административно-территориальные единицы, которые составляют ее территориальный строй.

Территориальный строй определяет деление территории государства на составные части, их правовое положение и взаимоотношения с государством в целом.

Основы территориального строя Украины определенные в ст. 132 КУ. Ими является:

1) единство и целостность государственной территории;

2) сочетание централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти;

3) сбалансированность социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

В Конституции Украины (ст. 15 КУ) гарантирует построение общественной жизни на основах политического, экономического и идеологического разнообразия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: