Максимальный момент определяем обычным путем. Вначале найдем значение аргумента sk, при котором функция М будет максимальной. Для этого первую производную функции приравняем нулю:
. Отсюда получаем искомое значение
. (3-130)
Скольжение s к — критическое скольжение, при котором момент достигает максимального значения. В выражении (3-130) значение
по сравнению со значением
мало и им можно пренебречь. Это дает:
. (3-131)
Подставив в (3-129) значение s к из (3-130), найдем максимальный вращающий момент:
. (3-132)
Знак плюс в (3-130) ¸ (3-132) относится к работе машины двигателем или тормозом, знак минус — к работе машины генератором.
Так как r 1 в нормальных двигателях мало по сравнению с
, то М м зависит главным образом от индуктивных сопротивлений рассеяния
и
.
Для нормальных двигателей максимальный момент М м больше номинального момента, соответствующего номинальной мощности на валу, в 1,8—2,5 раза:
. (3-133)
Значение
определяет способность к перегрузке двигателя, причем здесь имеется в виду перегрузка только в отношении вращающего момента, а не по нагреву.
Из (3-132) следует, что максимальный момент пропорционален квадрату напряжения, приложенного к статору. Поэтому понижение U 1 приводит к заметному уменьшению М м.
Так, например, если напряжение U l понизилось по сравнению с номинальным U 1 н на 30%, то
при U l = 0,7 U 1 н будет составлять 0,72 = 0,49 от М н при U 1 н ; если отношение
, то теперь оно будет
следовательно, двигатель не сможет нести даже номинальную нагрузку на валу.
Еще больше ухудшаются условия, если обмотка статора ошибочно соединена звездой, а не треугольником, как это требуется при данном напряжении. Тогда напряжение, приложенное к фазе обмотки, будет в
раз меньше номинального, а максимальный момент, следовательно, уменьшится в 3 раза.
Из (3-132) также следует, что значение М м при данном напряжении не зависит от активного сопротивления
. От
согласно (3-130) зависит скольжение s к, при котором момент становится максимальным. На рис. 3-44 приведены кривые M = f (s) для различных значений
при работе машины с s >0. Они показывают, что с увеличением
максимум момента смещается в сторону больших скольжений, сохраняя при этом свое значение. Аналогичные кривые получаются и для генераторного режима.

Рис. 3-44. Кривые M = /(s) для различных значений активного сопротивления
роторной цепи.