Адвокатура и нотариат

Вопрос об отнесении адвокатуры к системе правоохранительных органов Российской Федерации является спорным, в связи с чем считать адвокатуру правоохранительным органом можно лишь условно.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, гражданам и организациям в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Правовой основой адвокатской деятельности является Конституция РФ и Федеральный закон РФ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой договор на оказание юридической помощи. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

4) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

5) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания и др.

В каждом субъекте РФ создается адвокатская палата, целями создания которой являются:

- обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ;

- организация юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно;

- представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

- контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, решения которой обязательны для всех членов адвокатской палаты. Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание адвокатов. Также предусмотрено функционирование Федеральной палаты адвокатов, котораяобразуется Всероссийским съездом адвокатов.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предусматривает, что адвокаты могут осуществлять свою деятельность в различных организационных формах по своему выбору: единолично, учредив адвокатский кабинет, а также в составе адвокатских бюро, адвокатских коллегий и юридических консультаций. Деятельность по оказанию юридической помощи в иных организационных формах (например, адвокатских фирмах) адвокатами осуществляться не может.

Адвокатский кабинет учреждает адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Он вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему; имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов, которая основана на членстве, действует в соответствии с учредительным договором и согласно уставу. Коллегия адвокатов является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов.

Адвокатское бюро вправе учредить два и более адвоката, которые заключают между собой партнерский договор. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.

Адвокатская палата по представлению органа государственной власти субъекта РФ может учредить юридическую консультацию в случае, когда на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью.

Адвокатом является лицо, получившее статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Требования, предъявляемые к кандидату на должность адвоката, установлены Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», это: наличие высшего юридического образования либо ученой степени по юридической специальности; наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании; дееспособность; отсутствие судимости (непогашенной или неснятой) за совершение умышленного преступления (ч.ч. 1 и 2 ст. 9).

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Законодательство запрещает заниматься адвокату (наравне с судьями, прокурорами и сотрудниками органов предварительного расследования) другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Адвокат имеет право:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы;

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами;

4) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

5) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

3) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

4) отказаться от принятой на себя защиты и др.

Адвокат обязан:

1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами;

2) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката;

3) отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты и т.д.

Адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Нотариат в России представляет собой систему органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате [6] и иными нормативными правовыми актами РФ предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений и другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом, в исключительных случаях, совершать нотариальные действия. Административно единство этой системы обеспечивается Министерством юстиции РФ, министерствами юстиции республик, входящих в состав РФ, управлениями юстиции субъектов РФ, а кроме того, нотариальными палатами, действующими как на федеральном, так и на региональных уровнях.

Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки;

2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

10) удостоверяют время предъявления документов;

11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) совершают протесты векселей;

15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

16) принимают на хранение документы;

17) совершают морские протесты;

18) обеспечивают доказательства.

Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, совершают все вышеперечисленные нотариальные действия, а также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений РФ.

В частности, они совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) принимают меры к охране наследственного имущества;

3) выдают свидетельства о праве на наследство;

4) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

5) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

6) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

7) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

8) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

9) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

10) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

11) удостоверяют время предъявления документов;

12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

13) совершают исполнительные надписи;

14) принимают на хранение документы;

15) обеспечивают доказательства;

16) совершают морские протесты.

Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.

А именно:

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Взаимоотношения входящих в систему нотариата органов регулируются Основамизаконодательства Российской Федерации о нотариате. Хотя нотариус в профессиональной деятельности независим и подчиняется только закону, он входит в состав иерархической пирамиды и является ее нижним и основным звеном. Он находится в трудовых отношениях с соответствующим органом юстиции субъекта Федерации, который устанавливает нотариальным конторам, в том числе и частным, режим работы, утверждает правила трудового распорядка, контролирует соблюдение трудовой дисциплины, осуществляет другие организационные и контрольные функции.

На вершине системы – Министерство юстиции Российской Федерации и министерства юстиции республик, входящих в состав РФ, а также управления юстиции иных субъектов федерации. В их состав входят отделы нотариата, которые вырабатывают стратегию развития нотариата, разрабатывают методические указания и инструкции по специальным вопросам и осуществляют контроль за нотариальной деятельностью.[7]

Особняком стоят нотариальные палаты. Они образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Полномочия нотариальной палаты определяются Основамизаконодательства Российской Федерации о нотариате, а также ее уставом. Она представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Кроме того, система нотариальных палат состоит не только из региональных палат, образуемых в субъектах федерации, а также из Федеральной палаты, возглавляющей эту систему.

Федеральная нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, основанное на их обязательном членстве.

Федеральная нотариальная палата обладает следующими полномочиями:

осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях;

обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой;

участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью;

обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов;

организует страхование нотариальной деятельности;

представляет интересы нотариальных палат в международных организациях.

В частности, Федеральная нотариальная палата с 1995 года является членом Латинского нотариата. Институт Латинского нотариата – международное сообщество, членами которого являются более 60 государств мира. Безусловно, участие России в этой международной организации способствует унификации и совершенствованию законодательства, нотариальной практики, развитию «частного» нотариата как принципиального нового для постсоветской России правового института.[8]

Вопросы к теме:

1. Охарактеризуйте систему государственных органов РФ.

2. Обозначьте правовой статус Президента РФ.

3. Каково правовое положение Правительства РФ?

4. Охарактеризуйте правовой статус Федерального Собрания РФ.

5. Проанализируйте судебную систему РФ.

6. Что такое местное самоуправление?

7. Перечислите основные структурные элементы системы органов нотариата в РФ.

8. Какие нотариальные действия включаются в общую компетенцию всех нотариусов?

9. Какие нотариальные действия относятся к исключительной компетенции государственных нотариусов?

10. Что представляет собой нотариальная палата и каковы ее полномочия?

11. Каковы основные функции адвокатуры?

12. Каковы права и обязанности адвоката?

13. В каких случаях помощь адвоката может оказываться бесплатно?

Задания для самостоятельной работы студентов:

(1) Используя ГПК РФ 2002г., АПК РФ 2002г., УПК РФ 2001г., выпишите стадии гражданского, арбитражного и уголовного процесса, и проанализируйте их общие черты и различия с точки зрения места и роли суда в системе разделения властей.

(2) Проанализируйте нормы гл. 7 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002г., Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", и определите возможные формы судебного правотворчества.

(3) В Законе РФ "О статусе судей в РФ" найдите нормы, связанные с политической деятельностью участников судейского корпуса. Дайте систематическое толкование этих норм в сочетании со ст.10 и 30 Конституции РФ.

(4) Используя Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. №1-ФКЗ; Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002г., Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002г., Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР", выпишите все функции судебной власти.

(5) 65-летний гражданин С., проживающий в одном из сёл Актанышского района Республики Татарстан, решил составить завещание. В какие нотариальные органы он при этом может обратиться? В случае возникновения спора в каком случае он получит право на бесплатную юридическую помощь?

Литература:

I. Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон "О военном положении" от 30 января 2002г. // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 5. – Ст.375.

3. Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 23. - Ст.2277.

4. Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" от 11 декабря 1997 г. // Российская газета. – 1997. – 23 декабря; 1998. – 4 января.

5. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22.11.91г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 29. – ст.1865.

6. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 23. – ст. 2102; 2003. - № 44. – ст. 4262.

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - N 52 (часть I). - ст. 4921; 2002. - N 22. - ст. 2027; N 30. - ст. 3015; N 52. - ст. 5137; 2003. - № 27. – ст. 2700, 2706, 2708; № 28. – ст. 2880; № 34. – ст. 8511; № 50. – ст. 4847; 2004. - № 17. – Ст. 1585.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14. 11.2002г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. – ст. 4532.

9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 30. – ст. 3012.

10. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I // Российская газета. - 1993. - 13 марта.

11. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003г. №131-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 8 октября.

12. Федеральный закон "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003г. №58-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 31 мая.

13. Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31 мая 2002г. // Российская газета. - 2002. – 5 июня.

14. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – Федеральный закон от 30.12.01. // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.

15. Таможенный кодекс РФ. – Федеральный закон от 28 мая 2003г. №61-ФЗ // Российская газета. – 2003. – 3 июня.

16. Федеральный закон от 6 октября 1999г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" с изменениями // Российская газета. – 1999. – 8 октября.

17. Федеральный закон Российской Федерации в редакции от 18 октября 1995 г. с изменениями "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – №47. – Ст.4472.

18. Закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991.- №16. – Ст.503; 1993. - №10. – Ст.360; - №32. – Ст. 1231; СЗ РФ – 1996. - №25. – Ст.2964; 1999. - №14. – Ст.1666; - №49. – Ст.5905; 2000. - №31. – Ст.3204; - №46. – Ст.4536; 2001. - №1. – Ст.15; - №31. – Ст.3172; - №32. – Ст.3316.

19. Указ Президента РФ от 26 мая 2004г. №649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. – 2004. – 22 мая.

20. Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. – 2004. – 11 марта.

21. Указ Президента РФ от 25 марта 2004г. №400 "Об Администрации Президента РФ" // Российская газета. – 2004. – 27 марта.

22. Указ Президента РФ от 6 апреля 2004г. №490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ" // Российская газета. – 2004. – 8 апреля.

23. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 с изменениями "О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе" // Российская газета. – 2000. – 16 мая; 2001. – 31 января.

24. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. – 2000. – 20 мая.

25. Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992г. с изменениями // Республика Татарстан. – 2002. – 30 апреля; 2004. – 13 марта.

26. Закон Республики Татарстан от 27 марта 2004г. №219-З РТ "Об аттестации государственных гражданских служащих РТ" // Республика Татарстан. – 2004. – 9 апреля.

27. Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004г. №18-ЗРТ "О муниципальной службе РТ" // Республика Татарстан. – 2004. – 30 марта.

28. Закон Республики Татарстан от 9 августа 2003г. №33-ЗРТ "О референдуме РТ" // Республика Татарстан. – 2003. – 16 августа.

29. Закон Республики Татарстан от 16 января 2003г. №3-ЗРТ "О государственной службе РТ" // Республика Татарстан. – 2003. – 21 января. – 30 сентября.

30. Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях от 26 декабря 2002 г. № 36-ЗРТ // Республика Татарстан. – 2002. – 31 декабря.

II. Специальная литература:

1. Агапов А.Б. Административное право: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 932с.

2. Адвокатская деятельность: учебно-практическое пособие // Под ред. В.Н. Буравина, изд. 2-е перераб. и доп. – М.: «ИКФ – ЭКМОС». – 2003. – 624с.

3. Административное право РФ / Отв. редактор Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2004. – 556с.

4. Алехин А.П. и др. Административное право РФ: Учеб. - 4 изд. - М.: ИКД Зерцало-М, 2003. – 608 с.

5. Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М., 2004.

6. Вергасова Р.И. Нотариат в России. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2003.

7. Виноградова Р.И., Лесницкая Л.Ф., Пантеклеева И.В.. Нотариат (в вопросах и ответах). – М.: Юрид. лит., 1994.

8. Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие. - М.: Юрайт, 2001.

9. Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А. Правоохранительные органы. - М.: «Зерцало», 2002. - 400 с.

10. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. – М., 2004.

11. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2004.

12. Настольная книга нотариуса: В 2т. Том 1: Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2003. – (Серия «Настольная книга»).

13. Нотариальное право России: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред. проф. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – (Серия «Библиотека нотариуса»).

14. Нотариат в России: Схемы и комментарии / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец, 2004.

15. Основы законодательства РФ о нотариате: Постатейные материалы. Рекомендации Министерства юстиции РФ о порядке совершения нотариальных действий. Образцы нотариальных документов / Составитель В.В.Калинин. – М.: ИКФ «Омега-Л», 2001.

16. Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: курс лекций (изд.2-е, дополн. и перераб.) – М: ИКФ Омега-Л, 2002.

17. Рыжаков А.П. Правоохранительные органы: Учеб. для вузов. – М.: «КОНТРАКТ», 2004. – 432 с.

18. Смоленский М.Б., Фисенко Л.А. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 192 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: