Правительство Российской Федерации

Правительство — это коллегиальный орган. Оно состоит из Председателя Правительства, его Заместителей и федеральных министров, а также председателей федеральных служб в ранге министров. Непосредственно возглавляет и организует работу Правительства его Председатель.

Правительство действует в пределах срока полномочий Пре­зидента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Правительство может уйти в отставку по инициа­тиве Президента или по собственной инициативе. Наряду с коллективной отставкой, может выйти в отставку и отдельный член правительства либо по своей инициативе, либо по иници­ативе Президента.

Структуру Правительства определяет Президент Российской Федерации.

В компетенцию Правительства РФ входят:

1) осуществление мер по обеспечению обороны страны, го­сударственной безопасности, охране собственности, обществен­ного порядка, борьбе с преступностью;

2) реализация внешней политики Российской Федерации;

3) разработка программы и реализация единой политики в сферах экономического развития, здравоохранения, науки, об­разования, культуры, социального обеспечения и т. д.;

4) разработка федерального бюджета и обеспечение его ис­полнения;

5) обеспечение в России единой финансовой, кредитной, де­нежной политики и политики цен;

6) обеспечение мер по охране всех форм собственности, уп­равление государственной собственностью, содействие разви­тию предпринимательства т. д.


§ 5. Судебная власть.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть играет особую роль в системе разделе­ния властей, являясь как бы независимым арбитром для ор­ганов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем. Судебная власть в РФ реализуется через систему судов, которые осуществляют правосудие. Согласно ч. 2 ст. 118 Кон­ституции РФ, в России имеется четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное.

Конституционное судопроизводство осуществляет Конститу­ционный Суд Российской Федерации. Это орган конституцион­ного надзора и контроля. Его основная задача — следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно-правовые акты не противоречили нормам Конституции РФ (ст. 125 Конституции).

В состав Конституционного Суда входит 19 судей, которые разделены на две коллегии. Председатель Суда и председатели коллегий избираются тайным голосованием из числа судей Кон­ституционного Суда. Сами судьи Конституционного Суда (как указывалось выше) назначаются Советом Федерации по пред­ставлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда мо­жет быть гражданин РФ в возрасте от 40 до 70 лет, имеющий юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет и обладающий высокими моральными качествами. Срок полномочий судей — 12 лет, после чего судья уходит в отставку и становится Почетным Судьей.

На Конституционный Суд возложено разрешение споров между различными органами государственной власти о ком­петенции. Кроме этого, Конституционный Суд проверяет кон­ституционность законов, применяемых в конкретных делах, по запросам судов и рассматривает жалобы о нарушении консти­туционных прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституционный Суд работает только по запросам Прези­дента РФ, Правительства, Парламента (либо его палат, либо отдельных депутатов), высших федеральных судов (Верховного и Высшего Арбитражного), а также по запросам органов госу­дарственной власти субъектов РФ. Помимо этого, с жалобами о нарушении конституционных прав и свобод в него могут обращаться граждане РФ.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации (ст. 126 Конституции). Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам.

Арбитражные суды осуществляют гражданское судопроиз­водство, рассматривая хозяйственные споры между юридичес­кими лицами. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127 Конституции).

Независимость и самостоятельность судов определяется ста­тусом судей и общими принципами организации судопроизвод­ства. Судьи в Российской Федерации несменяемы, независимы и неприкосновенны. Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий юридическое образова­ние и стаж работы по специальности не менее 5 лет — в районном (городском) суде; гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, при стаже работы не менее 5 лет — в су­дах субъектов федерации; гражданин РФ, достигший 35 лет при стаже работы не менее 10 лет — в судах высших феде­ральных судов (за исключением Конституционного Суда). При этом во всех случаях речь идет о дееспособных и не содержащихся в местах лишения свободы гражданах. Назна­чаются все судьи, за исключением судей высших судов, Указами Президента РФ.

Общими принципами судопроизводства в Российской Феде­рации являются:

1) гласность судебного разбирательства, которая заключает­ся в том, что слушание дела идет в открытом заседании, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе;

2) состязательность, что предполагает наличие в судебном разбирательстве сторон, которые как бы состязаются, доказы­вая либо оспаривая те или иные обстоятельства дела;

3) равноправие сторон, которое указывает на равный пра­вовой статус сторон — участников судебного процесса;

4) коллегиальность — принцип, предусматривающий колле­гиальное рассмотрение дел в отличие от единоличного. Как правило, дела рассматриваются либо судьей и народными за­седателями, либо коллегией судей. Решение принимается боль­шинством голосов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: