Понятие, предмет, метод и система административного права

Административное право – одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.

Административное право определяет правовое положение граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности исполнительной власти, регламентирует порядок образования ее органов, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения законности в государственном управлении, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах жизнедеятельности.

Предметом административного права является особая группа общест­венных отношений, возникающих в связи с функционированием органов исполнительной власти всех уровней. В силу того, что данные обществен­ные отношения непосредственно связаны с государственной управленче­ской деятельностью, их обычно именуют управленческими.

Однако следует подчеркнуть, что не все общественные отношения, яв­ляющиеся по своей сути управленческими, могут составлять предмет регу­лирования административного права. Составной частью предмета такого права являются только те из них, в которых выражается государственная воля. В частности, к административно-правовым отношениям не могут относиться отношения, возникающие вследствие функционирования негосударственных формирований (партий, профсоюзов, общественных объединений, коммерческих структур). Однако административное право оказывает регулятивное воздействие на процесс функционирования него­сударственных формирований, если это прямо предусмотрено действую­щим законодательством. Цель такого воздействия — установление соответ­ствия между деятельностью негосударственных формирований и общим правовым режимом в сфере государственного управления путем государст­венной регистрации, осуществления государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

В наибольшей степени регулятивная роль административного права проявляется в системе исполнительной власти. Данную область общест­венных отношений называют сферой государственного управления. В ее рам­ках субъекты исполнительной власти осуществляют повседневное руково­дство хозяйственными, социально-культурными и административно-по­литическими процессами.

Наиболее типичными видами управленческих отношений, в зависимости от особенностей их участников, являются следующие: между соподчи­ненными субъектами исполнительной власти, стоящими на различных уровнях (вышестоящие и нижестоящие); между не соподчиненными субъ­ектами исполнительной власти одного уровня; между субъектами испол­нительной власти и находящимися в их ведении государственными пред­приятиями и учреждениями; между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их ведении предприятиями и учреждениями (по во­просам финансового контроля и т. д.); между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйст­венными и социально-культурными объединениями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъек­тами исполнительной власти и гражданами. Во всех этих видах управлен­ческих отношений участвуют органы исполнительной власти. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, т. е. они невозможны, скажем, между гражданами, общест­венными или иными объединениями, равно как и внутри них.

Управленческие отношения как предмет административного права мо­гут быть классифицированы также в зависимости от их целевого назначения: внутренние и внешние. Внутренние управленческие отношения связаны с формированием управленческих структур и установлением взаимосвязей между ними. Внешние отношения связаны с воздействием на те объекты, которые не входят в систему исполнительной власти.

Любая отрасль российского права использует в качестве методов пра­вового регулирования предписания, запреты или дозволения. Разница ме­жду отраслями заключается лишь в том, на какое средство делается упор в конкретной отрасли права. Например, для уголовного права характерны запреты; для гражданского — дозволения.

Предписания представляют собой возложение прямой юридической обя­занности совершать определенные действия. Соответственно запреты предполагают предписания не совершать определенные действия. Дозволе­ния — это разрешение совершать определенные действия, но в условиях, не выходящих за рамки, установленные законом. Все названные выше право­вые средства едины для всех отраслей права, но используются они с уче­том особенностей конкретной отрасли права.

Административное право в качестве методов регулирования использует следующие приемы. Во-первых, установление определенного порядка действия в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным административно-правовыми нормами. Во-вторых, запрещение определенных действий под страхом применения определенных санкций. В-третьих, для должностных лиц предоставление возможности выбора из нескольких вариан­тов должного поведения, предусмотренного административно-правовыми нормами. В-четвертых, предоставление возможности совершать или не совер­шать предусмотренные административно-правовыми нормами действия при определенных условиях.

Используя данные методы, административное право всегда проявляет себя властно и целенаправленно, независимо от конкретной формы выра­жения этой власти.

Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.

Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управ­ленческих отношений.

Нормы административного права, прежде всего, делятся на нормы Общей и Особенной частей.

Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государствен­ной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы иОбщей и Особенной частей.

В Общей части сгруппированы административно-право­вые нормы по наиболее основным, обобщающим пробле­мам, относящимся ко всей системе государственного управ­ления.

Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:

1. Нормы и институты, закрепляющие принципы государ­ственного управления.

2. Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц).

3. Нормы, определяющие порядок организации и админи­стративно-правовой статус органов исполнительной вла­сти (государственного управления), а также иных субъек­тов управления.

4. Нормы, регулирующие государственную службу и опре­деляющие правовой статус государственных служащих.

5. Нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей.

6. Нормы, определяющие формы и методы государствен­ного управления.

7. Нормы, регулирующие административно - юрисдикционную деятельность.

8. Нормы, обеспечивающие законность управления. Административно-правовые нормы, регулирующие об­щественные отношения, возникающие вотдельных отрас­лях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь она состоит из трех частей:

1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охра­ной природных ресурсов, торговлей, финансами и кре­дитом, внешнеэкономической деятельностью).

2. Управление социально-культурной сферой (образовани­ем, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан).

3. Управление административно-политической сферой (обо­роной, безопасностью, внутренними делами, иностран­ными делами, юстицией).

Таким образом, административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей рос­сийского права.

Прежде всего, это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: