Административное право – одна из ведущих отраслей права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти.
Административное право определяет правовое положение граждан, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления, устанавливает формы и методы деятельности исполнительной власти, регламентирует порядок образования ее органов, их компетенцию, полномочия должностных лиц этих органов, способы обеспечения законности в государственном управлении, взаимоотношения органов исполнительной власти с другими государственными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами, регулирует управленческие отношения в экономике, социальной, культурной и других сферах жизнедеятельности.
Предметом административного права является особая группа общественных отношений, возникающих в связи с функционированием органов исполнительной власти всех уровней. В силу того, что данные общественные отношения непосредственно связаны с государственной управленческой деятельностью, их обычно именуют управленческими.
|
|
Однако следует подчеркнуть, что не все общественные отношения, являющиеся по своей сути управленческими, могут составлять предмет регулирования административного права. Составной частью предмета такого права являются только те из них, в которых выражается государственная воля. В частности, к административно-правовым отношениям не могут относиться отношения, возникающие вследствие функционирования негосударственных формирований (партий, профсоюзов, общественных объединений, коммерческих структур). Однако административное право оказывает регулятивное воздействие на процесс функционирования негосударственных формирований, если это прямо предусмотрено действующим законодательством. Цель такого воздействия — установление соответствия между деятельностью негосударственных формирований и общим правовым режимом в сфере государственного управления путем государственной регистрации, осуществления государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.
В наибольшей степени регулятивная роль административного права проявляется в системе исполнительной власти. Данную область общественных отношений называют сферой государственного управления. В ее рамках субъекты исполнительной власти осуществляют повседневное руководство хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами.
|
|
Наиболее типичными видами управленческих отношений, в зависимости от особенностей их участников, являются следующие: между соподчиненными субъектами исполнительной власти, стоящими на различных уровнях (вышестоящие и нижестоящие); между не соподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня; между субъектами исполнительной власти и находящимися в их ведении государственными предприятиями и учреждениями; между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их ведении предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля и т. д.); между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; между субъектами исполнительной власти и гражданами. Во всех этих видах управленческих отношений участвуют органы исполнительной власти. Без них управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, т. е. они невозможны, скажем, между гражданами, общественными или иными объединениями, равно как и внутри них.
Управленческие отношения как предмет административного права могут быть классифицированы также в зависимости от их целевого назначения: внутренние и внешние. Внутренние управленческие отношения связаны с формированием управленческих структур и установлением взаимосвязей между ними. Внешние отношения связаны с воздействием на те объекты, которые не входят в систему исполнительной власти.
Любая отрасль российского права использует в качестве методов правового регулирования предписания, запреты или дозволения. Разница между отраслями заключается лишь в том, на какое средство делается упор в конкретной отрасли права. Например, для уголовного права характерны запреты; для гражданского — дозволения.
Предписания представляют собой возложение прямой юридической обязанности совершать определенные действия. Соответственно запреты предполагают предписания не совершать определенные действия. Дозволения — это разрешение совершать определенные действия, но в условиях, не выходящих за рамки, установленные законом. Все названные выше правовые средства едины для всех отраслей права, но используются они с учетом особенностей конкретной отрасли права.
Административное право в качестве методов регулирования использует следующие приемы. Во-первых, установление определенного порядка действия в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным административно-правовыми нормами. Во-вторых, запрещение определенных действий под страхом применения определенных санкций. В-третьих, для должностных лиц предоставление возможности выбора из нескольких вариантов должного поведения, предусмотренного административно-правовыми нормами. В-четвертых, предоставление возможности совершать или не совершать предусмотренные административно-правовыми нормами действия при определенных условиях.
Используя данные методы, административное право всегда проявляет себя властно и целенаправленно, независимо от конкретной формы выражения этой власти.
Система административного права — это совокупность взаимосвязанных административно-правовых институтов и норм.
Административно-правовой институт есть совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественно однородную группу управленческих отношений.
Нормы административного права, прежде всего, делятся на нормы Общей и Особенной частей.
Нормы административного права группируются также по правовым институтам. Например, институты государственной службы, административной ответственности. Каждый такой правовой институт может включать в себя нормы иОбщей и Особенной частей.
|
|
В Общей части сгруппированы административно-правовые нормы по наиболее основным, обобщающим проблемам, относящимся ко всей системе государственного управления.
Схема Общей части административного права может быть представлена в следующем виде:
1. Нормы и институты, закрепляющие принципы государственного управления.
2. Нормы и институты, регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц).
3. Нормы, определяющие порядок организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти (государственного управления), а также иных субъектов управления.
4. Нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих.
5. Нормы, упорядочивающие административно-правовые статусы негосударственных объединений, их служащих и представителей.
6. Нормы, определяющие формы и методы государственного управления.
7. Нормы, регулирующие административно - юрисдикционную деятельность.
8. Нормы, обеспечивающие законность управления. Административно-правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие вотдельных отраслях государственного управления, составляют Особенную часть административного права. В свою очередь она состоит из трех частей:
1. Управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, коммуникациями, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью).
2. Управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, культурой, социальной защитой граждан).
3. Управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними делами, иностранными делами, юстицией).
Таким образом, административное право действительно является одной из самых крупных и сложных отраслей российского права.
Прежде всего, это обусловлено ее предметом, широким кругом управленческих отношений.