• характеру компетенции;
• основаниям и порядку образования;
• порядку решения подведомственных вопросов;
• территориальной деятельности.
Но характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются:
• 1) общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории (Правительство РФ; правительства республик в составе России, краев, областей, городов федерального значения; администрации иных субъектов РФ);
• 2) отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления, т. е. субъекты, принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;
• 3) межотраслевой компетенции, решающие вопросы межотраслевого характера, т. е. принимающие нормативные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения неподчиненными им органами (например, Министерство финансов).
По основаниям образования органы исполнительной власти классифицируются:
• конституционные или уставные органы государственной власти (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов Федерации и их администрации);
• создаваемые на основе законов и подзаконных актов (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).
По порядку образования:
• избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ);
• образуемые путем издания указа Президента РФ, указов президентов республик, распоряжений глав правительств, администраций субъектов Федераций.
По порядку решения вопросов:
• коллегиальные органы (Правительства РФ, правительства субъектов РФ);
• единоначальные органы, в которых руководителем в подведомственных вопросах единолично принимается решение (например, министерства, агентства, службы).
С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов РФ.
Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совместного ведения с субъектами Российской Федерации представляет собой единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).
Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач государственного управления.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят: министерства Российской Федерации; федеральные службы; федеральные агентства.
Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельности не вправе осуществлять функции контроля, надзора, правоприменительные, а также управление имуществом, кроме случаев установленных указами Президента РФ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).
Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.
В объеме компетенции полномочно издавать индивидуальные правовые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.
В сфере своей деятельности ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, если в его ведении. Не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.
Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.
В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры, федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев установленных указами Президента РФ.