Органы исполнительной власти можно классифицировать по

• характеру компетенции;

• основаниям и порядку образования;

• порядку решения подведомственных вопросов;

• территориальной деятельности.

Но характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются:

• 1) общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определенной территории (Правительство РФ; правительства республик в составе России, краев, областей, городов федерального значе­ния; администрации иных субъектов РФ);

• 2) отраслевой компетенции, решающие вопросы в пределах одной отрасли управления, т. е. субъекты, принимающие в большей части правовые акты, обязательные для исполнения внутри отрасли;

• 3) межотраслевой компетенции, решающие вопросы межот­раслевого характера, т. е. принимающие нормативные право­вые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обя­зательные для исполнения неподчиненными им органами (например, Министерство финансов).

По основаниям образования органы исполнительной власти клас­сифицируются:

• конституционные или уставные органы государственной вла­сти (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов Федерации и их администрации);

• создаваемые на основе законов и подзаконных актов (феде­ральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства).

По порядку образования:

• избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ);

• образуемые путем издания указа Президента РФ, указов пре­зидентов республик, распоряжений глав правительств, адми­нистраций субъектов Федераций.

По порядку решения вопросов:

коллегиальные органы (Правительства РФ, правительства субъектов РФ);

• единоначальные органы, в которых руководителем в подве­домственных вопросах единолично принимается решение (например, министерства, агентства, службы).

С учетом территориального масштаба деятельности органы ис­полнительной власти могут быть двух уровней: федерального и субъектов РФ.

Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) - это совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимозависимых, образующих целостное единство в процессе реа­лизации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система ФОИВ основана на принципе федерализма и административно-территориального деления, и в пределах ведения и полномочий Российской Федерации и по предметам их совмест­ного ведения с субъектами Российской Федерации представляет со­бой единую систему исполнительной власти в Российской Федера­ции (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной вла­сти оперативно и повседневно реализует по предметам ведения и в объеме своих полномочий наибольший объем функций и задач го­сударственного управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: министерства Российской Федерации; федеральные службы; феде­ральные агентства.

Министерство РФ является ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; самостоя­тельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также координирует и контролирует дея­тельность находящихся в его подчинении федеральных служб и федеральных агентств, координирует (с 1.01.2005 г.) деятельность государственных внебюджетных фондов. В сфере своей деятельно­сти не вправе осуществлять функции контроля, надзора, право­применительные, а также управление имуществом, кроме случаев установленных указами Президента РФ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр России (федеральный министр).

Федеральная служба (ФС) является ФОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы России, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор), служба может иметь статус коллегиального органа.

В объеме компетенции полномочно издавать индивидуальные право­вые акты; выдавать лицензии; регистрировать акты, документы, права и объекты; вести реестры, регистры и кадастры; осуществлять правоприменительные функции.

В сфере своей деятельности ФС не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, если в его ведении. Не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказывать государственные платные услуги.

Федеральное агентство (ФА), являясь ФОИВ в сфере своей деятельности, осуществляет функции по оказанию государственных платных услуг, за исключением функций контроля и надзора. ФА возглавляет руководитель (директор), агентство может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты; ведет реестры, регистры и кадастры, федеральное агентство не вправе осуществлять функции нормативно-правового регулирова­ния, контроля и надзора в сфере своей деятельности, кроме случаев установленных указами Президента РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: