Основы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Их полномочия

Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и региональными законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в местном самоуправлении сочетаются формы непосредственной и представительной демократии. Но в любом муниципальном образовании наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из конституционного принципа о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, закрепляет важное положение о том, что осуществление местного самоуправления, образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не до­пускается.

Все вопросы, связанные с наименованием, порядком формирования, компетенцией, сроком полномочий, организацией и деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

К выборным органам относятся представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующий на территории муниципального образования. Он состоит из депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В исключительном, ведении представительных органов находятся:

- принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;

- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

- принятие планов и программ развития муниципального образования;

- установление местных налогов и сборов;

- установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

- контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Численный состав и полномочия представительных органов определяются уставом муниципального образова­ния с учетом федерального законодательства.

В отдельных поселениях, где население, обладающее избирательным правом, составляет не более 100 человек, полномочия представительных органов могут осуществляться сходами граждан. Такая возможность должна быть предусмотрена уставом муниципального образования.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законода­тельном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.

Более подробно вопросы организации и деятельности представительных органов местного самоуправления уста­навливаются в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и конкретно регулируются уста­вами муниципальных образований.

Основными организационно-правовыми формами рабо­ты представительного органа (дума, собрание депутатов и т.д.) являются пленарные заседания и заседания постоян­ных комиссий.

Заседания правомочны, если на них присутствует не менее 50 % от общего установленного состава представи­тельного органа. Заседания проводятся открыто и гласно.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления не может быть менее двух и не более пяти лет.

Из своего состава представительный орган избирает председателя, который возглавляет и организует его работу.

Из числа депутатов избираются постоянные комиссии, мо­гут образовываться временные комиссии, рабочие группы.

В пределах своих полномочий представительный орган принимает нормативные правовые акты и иные акты. Норма­тивные правовые акты принимаются в форме решений и подписываются главой муниципального образования. Он вправе возвратить решение на повторное рассмотрение с указанием мотивов отказа его подписать. Если при повторном рассмотрении решение принимается 2/3 от общего числа депутатов в первоначальной редакции, решение считается принятым и глава муниципального образования обязан его подписать, ре­шения принимаются большинством голосов от общего числа депутатов и являются обязательными для исполнения.

Порядок деятельности и основные правила и проце­дуры работы представительного органа устанавливаются его регламентом.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.

Предусмат­ривается два возможных варианта избрания главы муни­ципального образования:

избрание гражданами, проживающими на террито­рии муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании;

—избрание представительным органом местного само­управления из своего состава.

В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является председателем, либо возглавляет местную администрацию.

В случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования. При этом он не может совмещать должность главы администрации.

Глава муниципального образования в пределах полномочий:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своей компетенции правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования наделяется соб­ственной компетенцией по решению вопросов местного зна­чения в соответствии с уставом муниципального образования.

По вопросам своей компетенции глава муниципального образования издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Местная администрация обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: