double arrow

Административное правонарушение и административная ответственность: понятие, особенности, состав, основания.

Неоспоримо то, что именно правонарушение является ос­нованием административной ответственности.

В статье 2.1 Кодекса об административных правонару­шениях Российской Федерации законодатель дает следую­щее определение:

“Административным правонарушением признается про­тивоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административ­ная ответственность”.

В определении административного правонарушения употребляются такие понятия, как действие и бездействие.

Действие — это активная форма поведения правонару­шителя, непосредственно связанная с невыполнением обя­занностей и законных требований, нарушением запрета.

Бездействие — это пассивная форма поведения правона­рушителя, непосредственно связанная с невыполнением обя­занностей и законных требований.

Для административного правонарушения характерны следующие признаки:

1. Антиобщественность. Законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое нет.

2. Противоправность — заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности.

3. Виновность. Законодательство рассматривает противо­правное деяние, совершенное лицом, в качестве административного правонарушения только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.

4. Наказуемость. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения сле­дует понимать установленную правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых противоправное деяние признается проступком.

Состав административного правонарушения, как и состав преступления, обязательно делится на четыре признака: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Необходимо учитывать, что если хотя бы один из четы­рех указанных выше признаков состава отсутствует, то дея­ние не может быть признанным проступком или преступле­нием.

Объектом правонарушения являются те общественные отношения, которые охраняются административным правом. Формы выражения конкретных объектов могут быть различные: порядок управления, собственность, принципы и правила хозяйствования, общественный порядок и т.д.

Объективная сторона проступка — это деяние, выража­ющееся в нарушении установленных административно-пра­вовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны административного пра­вонарушения законодатель во многих случаях ставит в зави­симость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

Содержание объективной стороны может включать ха­рактер действия или бездействия:

неоднократность — совершение двух или более однород­ных административных правонарушений;

повторность — совершение одним и тем же лицом в те­чение года однородного правонарушения, за которое оно уже привлекалось к административному наказанию;

длящееся правонарушение — деяние, сопряженное с по­следующим длительным невыполнением обязанностей, воз­ложенных на виновного законом под угрозой администра­тивной ответственности. Является единым независимо от продолжительности.

Различие длящегося и продолжаемого правонарушения заключается в том, что продолжаемый проступок — это несколько действий, каждое из которых является проступ­ком; как правило, они объединены единым умыслом.

Субъектами административного правонарушения физи­ческие и юридические лица. КоАП РФ выделяет общие, специальные и особенные субъекты такого рода.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые, достигшие 16-летненго возраста граждане РФ. Специальным субъектом административного правонарушения выступают должностные лица; родители несовершеннолетних детей; находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. Особым субъектом административного правонарушения являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, которые за некоторые административные правонарушения несут ответственность по дисциплинарным уставам.

Субъективная сторона административного правонаруше­ния, это совокупность признаков, характеризующих психи­ческое отношение лица к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Ее основу составляет ви­на, которая может быть в форме умысла или неосторожно­сти.

Умысел — умышленное деяние; лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего деяния, предви­дело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Неосторожность — административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их пре­дотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть.

Различаются две формы неосторожной вины:

легкомыслие — это предвидение лицом возможности на­ступления вредных последствий своего действия или без­действия, соединенное с самонадеянным расчетом их пре­дотвратить;

небрежность — непредвидение такой возможности при условии, что лицо должно было и могло предвидеть наступ­ление указанных в законе последствий.

От неосторожной вины следует отличать невиновное при­чинение вреда, так называемый казус, или случай, при ко­тором лицо не несет ответственности.

Статья 2.9 КоАП РФ посвящена возможности освобож­дения от административной ответственности при малозна­чительности административного правонарушения. В этом случае судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограни­читься устным замечанием.

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной и материальной), которая вы­ражается в применении полномочным органом или должно­стным лицом административного наказания к лицу, совер­шившему административное правонарушение.

Административная ответственность обладает признака­ми, свойственными юридической ответственности вообще.

Административная ответственность характеризуется, в первую очередь, множественностью правовых норм, регу­лирующих разнообразные аспекты деятельности органов го­сударственного управления в различных отраслях и сферах государственного управления. Еще одной характерной чер­той является то, что административная ответственность но­сит всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

Основаниями административной ответственности явля­ются:

Нормативное основание — нарушение административ­но-правового запрета.

Фактическое основание — совершение административ­ного правонарушения.

Процессуальное — издание правоприменительного акта.

Основываясь на основных принципах, административно­го права, законодатель предусматривает ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответствен­ность либо освободить от нее.

К обстоятельствам, исключающим административ­ную ответственность, относятся:

Недостижение установленного законом возраста.

Невменяемость лица, совершившего правонарушение, т. е. лицо, вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло от­давать себе отчета в своих действиях или руководить ими.
В новом КоАП РФ нет статьи, посвященной необходи­мой обороне, вместе с тем ст. 2.7 “Крайняя необходимость” сформулирована таким образом, что охватывает состав “не­обходимой обороны”.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собствен­ности, правам и свободам граждан, установленному по­рядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значитель­ным, чем предотвращенный вред.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: