Методические указания по изучению темы и организации самостоятельной работы

Занятие 1. Сущность и принципы планирования

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Изучение рекомендованной литературы и подготовка сообщения, доклада, реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Необходимость планирования в современных условиях

2. Место планирования в управлении

3. Основные принципы планирования

4. Оценка эффективности планирования

5. Основные принципы организации процесса планирования

6. Основные преимущества планирования

Литература для подготовки:

1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций.

2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

3. http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. / М. И. Бухалков. - 3-е изд. испр. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.

5. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии [Текст]: практич.пособие / По ред. Ю. Н Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

6. Сергеева, И. А. Планирование на предприятии. Ч.1. [Текст]: учеб. пособие / И. А. Сергеева, Т. С. Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.

7. Чистякова, О. В. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / О. В. Чистякова. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 280 с.

8. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова; Ю. А. Олейникова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Р.н/Д: МарТ, 2009. - 400 с.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.

Время на устное сообщение по докладу, реферату – до 5 минут,
время обсуждения – до 3-5 минут.

Тесты №1 по теме «Понятие и сущность планирования»

1. Формы научного предвидения:

а) предсказание; б) религиозное предвидение; в) предположение; г) предуказание; д) интуитивное предвидение.

2. Формы предсказания: а) гипотеза; б) предуказание; в) прогноз; г) план;

д) предвидение.

3. Научное исследование, направленное на определение перспектив развития явления: а) научное предвидение; б) предуказание; в) предсказание;

г) гипотеза; д) проект.

4. При построении гипотезы:

а) дается только качественная характеристика объекта исследования в будущем, выражающая общие закономерности поведения;

б) дается только количественная характеристика объекта исследования в будущем;

в) может даваться и качественная, и количественная характеристика объекта исследования в будущем.

5. Отличительные черты планирования и прогнозирования:

а) прогноз связан с объективным течением действительности; план же включает решение, волю и ответственность лиц, его принявших, с целью преобразования действительности;

б) планирование является этапом прогнозирования;

в) для плана характерны альтернативные пути и сроки достижения события; прогноз предусматривает решение о системе мер, предусматривающих последовательность, порядок, сроки и средства достижения нужного события;

г) для плана характерно вероятностное наступление события; прогноз рассматривает это событие как цель деятельности;

д) прогнозирование является этапом планирования.

6. Самый высокий уровень проработки (конкретизации) характерен для:

а) плана; б) программы; в) проекта.

7. Недостатками планирования при командно-административной системе хозяйствования являлись:

а) его директивность; б) индикативный характер планирования;

в) чрезмерная самостоятельность предприятий при принятии решений;

г) чрезмерная конкретизация плановых заданий;

д) показатели планов не учитывали вероятностный характер процессов.

Занятие 2. Виды и методы планирования

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Изучение рекомендованной литературы и подготовка сообщения, доклада, реферата и его устная защита по одному из указанных вопросов.

Вопросы для подготовки к занятию:

1.Классификация методов прогнозирования и планирования. Факторы, влияющие на выбор метода (их совокупности).

2.Сущность методов экспертных оценок и их классификация.

3.Характеристика методов индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

4.Этапы применения и технология обобщения коллективных экспертных оценок.

5.Экономико-математические и экономико-статистические методы и модели, используемые в планировании и прогнозировании, их характеристика и область применения.

6.Сущность метода экстраполяции.

7.Характеристика балансового, нормативного методов, программно-целевого метода и метода экономического анализа.

Литература для подготовки:

1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций.

2.http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

3. http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. / М. И. Бухалков. - 3-е изд. испр. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.

5. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии [Текст]: практич.пособие / По ред. Ю. Н Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

6. Сергеева, И. А. Планирование на предприятии. Ч.1. [Текст]: учеб. пособие / И. А. Сергеева, Т. С. Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.

7. Чистякова, О. В. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / О. В. Чистякова. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 280 с.

8. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова; Ю. А. Олейникова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Р.н/Д: МарТ, 2009. - 400 с.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Время на устное сообщение по докладу, реферату – до 5 минут, время обсуждения – до 3-5 минут.

Тесты №2 «Виды и методы планирования»

1. Метод планирования, предполагающий отвлечение от объективных условий, субъективное определение целей, как следствие воли человека: а) генетический; б) телеологический; в) онтологический.

2. При рыночной системе хозяйствования: а) планы разрабатывают предприятия самостоятельно; б) планы предприятий частной формы собственности разрабатывает государство; в) при разработке планов учитывается вероятностный характер происходящих процессов; г) при разработке планов не учитывается вероятностный характер происходящих процессов; д) разработка плана деятельности предприятия всегда начинается с определения возможностей производства.

3. Прогноз – это: а) любое представление о будущем; б) научно обоснованное суждение о возможных состояниях какого-либо объекта, процесса в будущем, альтернативных путях и сроках их осуществления; в) документ, в котором формулируется цель деятельности объекта исследования в будущем и определяются мероприятия по ее достижению.

4. Особенности объектов социально-экономического прогнозирования: а) множественность интересов в рамках одного объекта исследования, их возможная разнонаправленность; б) однозначность критериев оценки эффективности развития исследуемой системы; в) множественность ответных реакций на внешние воздействия; г) возможность искажения информации в системе; д) неограниченные возможности в экспериментировании с объектом исследования.

5. Совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, оказывающих существенное влияние на его развитие: а) вариант прогноза; б) прогнозный фон; в) информативность прогноза.

6. Верификация прогноза – это: а) процедура оценки истинности прогноза посредством расчета точности, достоверности и ошибок прогноза; б) процедура оценки истинности прогноза эмпирическим путем; в) процедура оценки истинности прогноза не эмпирическим путем.

7. Достоверность прогноза – это: а) вероятность, с которой дается прогноз; б) интервал значений, с которым рассчитывается прогноз; в) разность между прогнозным и фактическим значением исследуемого показателя.

8. Как отражается информативность прогноза на его достоверности:

а) при повышении информативности повышается достоверность прогноза;

б) при повышении информативности понижается достоверность прогноза;

в) при понижении информативности понижается достоверность прогноза.

9. Как отражается уровень точности прогноза на его достоверности:

а) при повышении точности повышается достоверность прогноза;

б) при повышении точности понижается достоверность прогноза;

в) при понижении точности понижается достоверность прогноза.

10. Нормативные прогнозы – это прогнозы, с помощью которых определяют:

а) возможные направления развития изучаемого объекта прогнозирования в будущем;

б) пути, средства, способы достижения результата;

в) работоспособность выбранного метода или методики прогнозирования.

11. Вид прогнозирования, предполагающий возможность активных действий предприятия по проектированию собственного будущего и его реальное влияние на внешнюю среду:

а) экстраполятивное;

б) активное;

в) пассивное.

12. Принцип согласованности при прогнозировании означает:

а) требование взаимоувязанности и соподчиненности объекта, фона и элементов прогнозирования;

б) рассмотрение всех сторон объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями;

в) необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы (признаков) и различного срока упреждения времени.

Занятие 3. Система планирования на предприятии

1. Место и роль планирования в процессе управления.

2. Этапы планирования деятельности предприятия.

3. Планирование как наука. Предмет, объект и методы планирования.

4. Преимущества и ограничения плановой деятельности.

5. Форма планирования и факторы, определяющие ее выбор.

6. Элементы организации планирования.

7. Схемы организации планирования.

Литература для подготовки:

1. 1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций.

2.http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

3. http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

4. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. / М. И. Бухалков. - 3-е изд. испр. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.

5. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии [Текст]: практич.пособие / По ред. Ю. Н Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

6. Сергеева, И. А. Планирование на предприятии. Ч.1. [Текст]: учеб. пособие / И. А. Сергеева, Т. С. Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.

7. Чистякова, О. В. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / О. В. Чистякова. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 280 с.

8. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова; Ю. А. Олейникова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Р.н/Д: МарТ, 2009. - 400 с.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии.Время на устное сообщение по докладу, реферату – до 5 минут, время обсуждения – до 3-5 минут.

Тесты №3 «Система планирования на предприятии»

1. Укажите в логической последовательности этапы процесса планирования: а) определение конкретных целей на заданный период; б) контроль за достижением поставленных целей; в) определение путей и средств достижения; г) разработка общих целей.

2. Принцип гибкости планирования предусматривает: а) необходимость согласования планов различного периода действия; б) возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра, в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; в) введение плановых резервов, принятие во внимание различных альтернатив.

3. Реактивные планы: а) ориентированы на закрепление тенденций прошлого; б) инертные по планируемым действиям; в) направлены на преобразование действительности.

4. По признаку временной ориентации планы можно классифицировать на: а) текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные; б) реактивные, инактивные, преактивные, интерактивные.

в) последовательные, скользящие, внеочередные.

5. Государственные планы в настоящее время носят: а) директивный характер; б) индикативный характер; в) в основном носят индикативный характер, но элементы директивности присутствуют.

6. Инактивное планирование предполагает: а) удовлетворение текущим состоянием; б) стремление вернуться к прошлому; в) стремление ускорить будущее.

7. Преактивные планы: а) ориентированы на закрепление тенденций прошлого; б) инертные по планируемым действиям; в) направлены на преобразование действительности.

8. Планирование, осуществляемое по мере необходимости, называют:

а) скользящим;

б) последовательным;

в) внеочередным.

9. Форма планирования – это:

а) совокупность принципов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии;

б) совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии;

в) совокупность методов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии;

г) совокупность принципов, видов и методов планирования, применяемых одновременно на отдельном предприятии.

10. В зависимости от степени однородности методы прогнозирования (планирования) классифицируют на:

а) фактографические, экспертные, комбинированные;

б) простые, комплексные;

в) поисковые, нормативные, ретроспективные.

11. Прогнозная экстраполяция является:

а) простым методом прогнозирования;

б) комплексным методом прогнозирования;

в) комбинированным методом прогнозирования.

12. К коллективным методам экспертных оценок относят:

а) аналитический метод;

б) метод интервью;

в) метод «Дельфи»;

г) метод морфологического анализа.

13. В условиях отсутствия количественной информации (либо ее быстрого изменения), характеризующей объект исследования, используются следующие методы прогнозирования:

а) нормативные;

б) методы экспертных оценок;

в) методы прогнозной экстраполяции.

14. Метод «мозговой атаки» является методом:

а) коллективных экспертных оценок;

б) экспертных оценок с прямой связью;

в) экспертных оценок с обратной связью.

15. Метод морфологического анализа является методом:

а) фактографическим;

б) эвристическим;

в) комбинированным.

16. Изучение сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогнозирования и перенос их на будущее происходит при использовании:

а) нормативных методов прогнозирования и планирования;

б) методов экспертных оценок;

в) методов прогнозной экстраполяции.

17. Сущность балансового метода планирования заключается в:

а) экономико-математическом моделировании будущего развития исследуемого объекта;

б) увязке потребностей в различных видах продукции, материальных, трудовых, финансовых ресурсах с источниками этих ресурсов;

в) использовании норм и нормативов для определения потребности в различных видах ресурсов.

18. К методам экспертных оценок с обратной связью относят:

а) метод «635»;

б) метод «Дельфи»;

в) метод морфологического анализа.

Раздел 2. Стратегическое планирование в современной экономике

Тема 2.1. Становление системы стратегического планирования

1. Подходы к определению понятия «стратегия», основные характеристики и виды стратегии.

2. Сущность стратегического планирования.

3. особенности долгосрочного планирования.

4. Характеристика этапов разработки стратегического плана.

5. Особенности стратегического управления.

Литература для подготовки:

1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций.

2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

3. http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

4.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. / М. И. Бухалков. - 3-е изд. испр. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.

5. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии [Текст]: практич.пособие / По ред. Ю. Н Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

6. Сергеева, И. А. Планирование на предприятии. Ч.1. [Текст]: учеб. пособие / И. А. Сергеева, Т. С. Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.

7. Чистякова, О. В. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / О. В. Чистякова. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 280 с.

8. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова; Ю. А. Олейникова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Р.н/Д: МарТ, 2009. - 400 с.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Время на устное сообщение по докладу, реферату – до 5 минут, время обсуждения – до 3-5 минут.

Тема 2.2. Процесс стратегического планирования

1. Основные элементы системы стратегического планирования.

2. Формулирование миссии и цели предприятия.

3. Особенности проведения SWOT-анализа.

4. Особенности проведения PEST-анализа.

5. Виды стратегий и их особенности.

Литература для подготовки:

1. http://elibrary.ru/ – крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций.

2. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

3. http://www.gks.ru/ – официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

4.Бухалков, М. И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. / М. И. Бухалков. - 3-е изд. испр. - М.: Инфра-М, 2008. - 416 с.

5. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии [Текст]: практич.пособие / По ред. Ю. Н Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

6. Сергеева, И. А. Планирование на предприятии. Ч.1. [Текст]: учеб. пособие / И. А. Сергеева, Т. С. Сальникова. - М.: МГИУ, 2006. - 76 с.

7. Чистякова, О. В. Планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / О. В. Чистякова. - Иркутск: БГУЭП, 2009. - 280 с.

8. Любанова, Т. П. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]: учеб. пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова; Ю. А. Олейникова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.; Р.н/Д: МарТ, 2009. - 400 с.

Используемая образовательная технология:

Семинар по обобщению и углублению знаний с элементами дискуссии. Время на устное сообщение по докладу, реферату – до 5 минут, время обсуждения – до 3-5 минут.

Тесты №4 «Стратегическое планирование»

1. На этапе стратегического анализа при разработке стратегического плана производится: а) анализ внешней среды; б) анализ внутренней среды; в) постановка целей; г) сравнение результатов анализа внешней и внутренней среды и поставленных целей; д) разработка стратегических альтернатив.

2. Укажите в логической последовательности этапы процесса стратегического планирования: а) стратегический анализ, разработка стратегических альтернатив; б) выбор стратегии; в) разработка стратегического плана; г) определение целей; д) анализ внешней и внутренней среды.

3. Изучение макросреды (при анализе внешней среды в процессе разработки стратегического плана) предполагает исследование: а) конкурентов; б) политических процессов; в) потребителей; г) финансово-кредитные организации; д) поставщиков.

4. Функциональная стратегия – это: а) стратегия стоимостного лидерства; б) стратегия концентрации; в) стратегия дифференциации; г) стратегия в области маркетинга, инвестиций, производства, НИОКР, финансов, трудовых ресурсов; д) стратегия диверсифицированного роста.

5. Методы стратегического анализа и выбора стратегических альтернатив: а) «5х5»; б) анализ динамики издержек и кривая опыта; в) ПЕСТ-анализ; г) SWOT- анализ; д) матрица возможностей Ансоффа.

6. Отличительные черты стратегического и тактического планирования: а) стратегическое планирование отвечает на вопрос «Чего хочет добиться организация», а тактическое – «Как этого достигнуть»; б) принятие решений на уровне тактического планирования более субъективно; в) выполнение тактических решений лучше отслеживается; г) для тактического планирования характерно тяготения к уровням отдельных подразделений; д) стратегические решения менее подвержены риску, чем тактические.

7. Понятия долгосрочного и стратегического планирования: а) тождественны; б) характеризуют разные процессы.

8. При исследовании стадии функционирования бизнеса выявлены следующие простые риски: а) неустойчивость спроса; б) появление альтернативного продукта; в) снижение цен конкурентами; г) увеличение производства у конкурентов; д) рост налогов; е) недостаток оборотных средств.

Поставьте в соответствие этим рискам следующие факторы, отрицательно влияющие на прибыль:

1) увеличение кредитов;

2) падение продаж;

3) падение спроса с ростом цен;

4) снижение спроса;

5) снижение цены;

6) уменьшение чистой прибыли.

Раздел 3. Технико-экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности

Тема 3.1 Планирование маркетинга. Планирование производства и реализации продукции. Планирование производственной мощности.

Цель и задачи планирования маркетинга и сбыта. Значение правильного определения спроса (объема сбыта) в процессе планирования деятельности предприятия. Этапы исследования конъюнктуры рынка в целях прогнозирования спроса: анализ сбыта за предшествующий период, сегментация рынка, выбор целевого сегмента, определение емкости и прогноз развития рынка.

Виды прогнозов сбыта: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Методы разработки прогнозов сбыта: опрос группы руководителей различных служб и отделов предприятия, обобщение оценок отдельных торговых агентов предприятия и руководителей его сбытовых подразделений, прогнозирование на базе прошлого опыта, анализ тенденций и циклов, факторов, вызывающих изменения в объеме сбыта, корреляционный анализ, прогнозирование на основе «доли рынка» сбыта фирмы, анализ конечного использования, анализ ассортимента товаров, пробный маркетинг, метод стандартного распределения вероятностей. Этапы процесса ценообразования при планировании сбыта: выявление и анализ ценообразующих факторов, постановка целей ценообразования, выбор методов ценообразования и установление цен.

Оценка конкурентоспособности товара: сущность, качественные и экономические показатели конкурентоспособности.

Прямые, косвенные и смешанные каналы сбыта: сущность, достоинства и недостатки. Длина и ширина косвенного канала сбыта. Исключительный, селективный (ограниченный) и интенсивный сбыт. Типы торговых посредников: зависимые торговые агенты, дистрибьюторы, дилеры. Этапы планирования товародвижения.

Методы стимулирования продаж: реклама, стимулирование потребителей, сферы торговли и собственного персонала.

Сущность планирования ассортимента (номенклатуры) выпускаемой продукции. Подходы к формированию структуры ассортимента: выделение основной, поддерживающей, стратегической, тактической и снимаемой с производства (реализации) товарных групп. Планирование новых изделий.

Понятие планирования поставок, последовательность разработки плана поставок. Основные стадии реализации продукции (заключение договоров, составление плана реализации, отгрузка продукции, поступление денег на расчетный счет).

Содержание плана производства продукции и услуг предприятия и порядок его составления: перспективные и годовые планы производства, источники информации при разработке плана производства.

Производственная программа и ее показатели: натуральные, стоимостные и показатели качества. Расчет и назначение стоимостных показателей производственной программы: товарной, валовой, реализованной, чистой, условно-чистой продукции.

Обоснование производственной программы с помощью показателей использования производственных мощностей и основных фондов. Плановый баланс производственных мощностей и его показатели.

Оптимизация плана производства с использованием методов оптимального планирования.

Тема 3.2 Планирование труда и заработной платы Цель, задачи, источники информации и технологический процесс разработки плана по труду, его оплате и социального развития.

Анализ выполнения плана за предшествующий период и планирование производительности труда. Методы планирования производительности труда: планирование производительности труда по технико-экономическим факторам; планирование производительности труда на основе трудоемкости производственной программы; укрупненные методы планирования производительности труда.

Планирование трудоемкости производственной программы: анализ уровня и структуры трудоемкости в предшествующих периодах, определение возможного снижения трудоемкости изготовления продукции в плановом периоде расчет планового уровня и структуры трудоемкости изготовления единицы продукции и производственной программы.

Определение величины фонда рабочего времени Определение текущей и перспективной потребности в трудовых ресурсах. Методы планирования численности рабочих (основных и вспомогательных), ИТР и служащих, административно-управленческого, вспомогательного и непромышленного персонала. Баланс рабочей силы. Внешние и внутренние источники покрытия потребности персонала в трудовых ресурсах. Этапы и методы планирования фонда оплаты труда (укрупненные и дифференцированные). Цель и задачи плана социального развития коллектива предприятия. Методы получения информации при разработке плана социального развития. Типовая структура и мероприятия плана социального развития.

Тема 3.3 Планирование материально-технического обеспечения производства Цель, задачи, содержание плана материально–технического обеспечения (МТО) и порядок его разработки. Определение потребности в материально-технических ресурсах (МТР) по направлениям: определение потребности в материальных ресурсах, в топливе и энергии, в оборудовании. Характеристика источников покрытия потребности предприятия в МТР: ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планового периода; мобилизация внутренних резервов; завоз ресурсов со стороны; собственное производство МТР. Баланс МТО. Разработка плана закупок: этапы, особенности.

Тема 3.4 Планирование инвестиций Цель, задачи и содержание планирования инвестиций. Планирование инвестиционных расходов: расходов на приобретение оборудования, расходы на монтаж и транспортировку оборудования, расходов на пополнение оборотных средств, рекламу. Сущность методики оценки эффективности инвестиционных вложений. Расчет показателей экономической, бюджетной и социальной эффективности инвестиций.

Тема 3.5 Планирование издержек производства и себестоимости продукции

Цель, задачи и содержание планирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Планирование снижения себестоимости продукции (работ, услуг): снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и снижение затрат на 1 рубль товарной продукции. Расчет снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам

Сущность калькулирования себестоимости продукции, объекты калькулирования и виды калькуляций.

Сущность и методы разработки плановой сметы затрат на производство (реализацию) продукции.

Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции в российской и зарубежной практике: методы учета полной и ограниченной себестоимости, нормативный, позаказный, попроцессный, попередельный методы.

Тема 3.6 Финансовое планирование

Цель, задачи и классификация финансовых планов. Виды функциональных финансовых планов. Долгосрочное, текущее и оперативное планирование финансовой деятельности предприятия. План доходов и расходов, план движения денежных средств, балансовый план, кредитный план, платежный календарь, кассовый план: сущность и особенности разработки. Алгоритм разработки финансового плана.

Планирование доходов и поступлений. Методы планирования прибыли: прямого счета, на основе анализа безубыточности, нормативный, аналитический, совмещенного расчета, факторного моделирования прибыли.

Планирование расходов и отчислений. Формирование резервного фонда, фонда накопления и потребления. Методы планирования потребности в оборотных средствах: прямого счета, аналитический и коэффициентный. Сущность и виды дивидендной политики акционерного общества.

Баланс доходов и расходов: сущность и принципы построения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: