"Личностное самопознание".
(развитие уровня сплоченности коллектива)
Составитель:
Колосова Е.А.
воспитатель
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа-интернат №1
основного общего образования
г.о. Самара
2013 г.
Цель: выявление структуры группы, определение направления агрессии, усиление деятельности по сплочению группы.
Задачи:
- Развитие навыков обсуждения проблем и поиск путей их решения;
- Формирование социального доверия;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие навыков раскрепощенности и взаимного доверия, поддержки.
Цель: повышение уровня сплоченности коллектива, снижение напряженности и агрессивных проявлений.
Предмет коррекции: сплоченность группы.
Объект коррекции: игровые упражнения, элементы социометрии, развитие коммуникативных навыков.
Этапы коррекции:
- Начальный (2-3 занятия);
- Основной (4-5 занятий);
- Заключительный (3-4 занятия).
I БЛОК "Диагностический" (социометрия).
1 ЗАНЯТИЕ
Упражнение 1 " Невербальная социометрия".
|
|
Цель: выявление положительных и отрицательных выборов.
Ход упражнения:
Все участники ходят по комнате, медленно, быстрее, бегом и т.д. Затем ведущий говорит: "Нужно выбрать одного человека, который тебе нравится, и следить за ним так, чтобы он не заметил, при этом стараться держаться к нему поближе... Двигаясь в более быстром темпе, коснуться этого человека, чтобы он не заметил этого... Выбрать еще одного человека, если хочешь, или двух, за кем ты тоже будешь следить и стараться быть к ним всем поближе... после этого выбираете человека, от которого ты стараешься быть подальше - отрицательный выбор. Тот, кто тебе не нравится и нужно стараться быть от него подальше." В более медленном темпе видно группирование. Ведущий: "Через минуту мы запрем. Замирают. Сейчас я сосчитаю до 5, кто хочет, может передвинуться, но не позже, чем я произнесу "пять", и снова все замрет."
Обсуждение: Кого ты выбрал, сколько человек, с чем это связано? Что ты чувствовал, когда выбирал других детей, когда выбирали (не выбирали) тебя другие?
Очень важно мягко провести игру и обсуждение, т.к. часто в группе бывают отверженные, которым нужна поддержка.
Выводы упражнения:
- отсутствие "отрицательного" человека, связано с тем, что он отрицает свои проблемы ("у меня все хорошо, у меня нет проблем");
- "+" выбор - желание чего-то;
- "-" выбор - отказ от чего-то;
- можно провести специальное упражнение на поддержку отверженного (Поставить его в круг. Всем участникам закрыть глаза и встать к нему на то расстояние, на которое хочется. Получается дифференцированная картина отношений).
Упражнение 2 "Разная дистанция".
По очереди каждый из участников расставляет других членов группы на разную дистанцию от себя, в зависимости от того, насколько они ему близки, дороги, симпатичны или далеки, неприятны.